|
#1
|
||||
|
||||
Горная застава – ГТС
Горная застава – ГТС
ГТС – это не городская телефонная станция, ГТС - это гусеничный транспортер. Незаменимый надо сказать вид транспорта на бескрайних просторах Сибири, Арктики, в труднодоступных горных районах, да и пожалуй во многих других местах. Описывать его внешний вид, думаю не стоит, ведь многие из пограничников знают трудягу не понаслышке, а те, кому всё же не приходилось с ним сталкиваться, наверняка видели аналогичную технику по телевизору, или как сейчас модно говорить по TV (Ти-Ви). Причём такая разновидность гусеничных транспортёров, как ГДТ (дизельный двигатель) отличается от ГТСа незначительно, во всяком случае - для этого рассказа они они точно не имеют значения. И упомянул я такой вид вездеходов, только потому, что они в принципе существуют. ГТС на горной заставе приравнивается к «Волге» в Управлении пограничного отряда. Быстро и комфортно он доставляет пограннаряды и семьи офицеров (прапорщиков) заставы к месту назначения, правда, слегка укачивая тех, кто находится в пассажирском отсеке. Что-то слегка похожее на трюмную качку корабля. К слову сказать, в одном пограничном отряде из-за того, что жена прапорщика (кажется бывшая в то время в «положении») находилась в водительской кабине на месте старшего машины, а не там где ей было положено быть по инструкции, вовремя не были обнаружены следы нарушителя на снежном покрове, ведущие в наш тыл. Ну, а в последствии всё это закончилось очень и очень печально, точнее гибелью коменданта пограничной комендатуры и нескольких местных жителей вкупе с самим нарушителем, подорвавшим себя последней гранатой. Но это не моя история и излагать её далее я не имею права, ведь пересказывая её со слов других людей можно в чём-то ошибиться и кого-нибудь обидеть неосторожным словом. Лучше вернёмся к «нашему» вездеходу. История эта очень короткая и по сути своей незамысловатая, однако, достойная к изложению на пограничном сайте в качестве небольшого предостережения тем, кто ещё продолжает охранять границу, применяя такой вид транспорта, как ГТС. Мне кажется, что для этой истории будет уместным взять в качестве девиза принцип - «Оповещён – значит вооружён!». Итак, суть истории, как раз про оружие, а точнее - про знаменитый «АК» (если вы подумали, что речь идёт про Американский Кольт, то значит – это не ваш сайт). Как выяснилось в ходе по ходу описываемой здесь истории, самое распространённое по всему миру и весьма грозное оружие (потенциально) может убивать и без патронов. Правда для этого ещё необходим рассеянный водитель, но ведь это не такая уж и большая редкость, не правда ли? А если в качестве старшего машины выступает молодой и, конечно же, ещё неопытный лейтенант, то дело можно считать сделанным, «ключик практически находится в кармане». Иными словами «Чипок» почти уже родился. В один прекрасный, слегка морозный, но солнечный день, который выпадает семьям пограничников весьма не часто (это я не про погоду), всё шло просто замечательно. ГТС был исправен, разрешение на выезд получено, соседняя застава (не такая горная, как эта) выделяла уазик для поездки в достославный «Бомбей», женщины и дети были готовы к выезду. А мне выпала честь сопровождать наших боевых подруг в качестве старшего, того самого ГТСа. Все, в том числе и несколько солдат (отпускников, а также следующих в медсанчасть отряда на лечение) заняли свои места в салоне «1-го класса», водитель запустил двигатель, и машина резво побежала по горному серпантину вдоль КСП и «системы». Вверх - вниз, вверх - вниз, лязг гусениц, вертикальное и горизонтальное вращение на ухабах и поворотах несколько отупляли сознание и бдительность экипажа, поэтому всё случившееся произошло, как-то очень внезапно. На одном из поворотов, вместо того, чтобы в очередной раз плавно вписаться в изгиб дороги, машина почему-то выехала на КСП и через несколько метров ударилась в столб «системы», при этом его сломав. Натянув основные и дополнительные нити «сотки» (С-100), ГТС завис «мордой» над обрывом… Водитель по фамилии Батин с вытаращенными глазами, вцепился в рычаги управления и сидел с несколько безумным выражением лица. Впрочем, у меня был вид, наверное, не лучше, вот только зеркала не было, посмотреть на себя со стороны. А зрелище видимо было ещё то! Придя в себя, мы первым делом освободили пассажиров из кормового (пассажирского) отсека. Подсчитав шишки и синяки, собрав осколки термосов (выезжали ведь с детьми и на весь день), мы приступили к разбору полётов, который завершился достаточно быстро ввиду банальности сложившейся ситуации. Как оказалось, автомат водителя был ПЛОХО закреплён хомутом в специально отведённом для этого месте. Резинка чуть-чуть вытянулась и он просто - напросто выпал из своей ячейки, ухитрившись упереться прикладом в стенку кабины позади водителя, а мушкой (большой и прочной) в рукоятку левого рычага управления. Здесь необходимо пояснить, что рулевого колеса или водительской «баранки» в ГТС нет. Поворот машины осуществляется двумя рычагами, как на тракторе. Тянем один рычаг на себя, затормаживаем гусеницу (железную естественно, а не ту, что потом бабочкой становится), в эту же сторону осуществляется поворот, так как вторая гусеница продолжает своё поступательное движение вперёд. В момент же аварии водитель полностью растерялся! Когда левый рычаг не ушёл назад на повороте, он вообще ничего не понял в этот момент! И только потом, когда нас всё же поймала «система», после осмотра места «происшествия», причина стала вполне очевидна. О чём думал я, когда машина по прямой линии помчалась к обрыву, точно не помню, но это были явно не лучшие секунды в моей жизни. От удара в столб слетела ещё и гусеница, но это была уже не самая большая неприятность, которую нам удалось достаточно легко и быстро устранить. А вот обрыв или даже пропасть была достаточно глубокая, потенциально она могла всех нас похоронить запросто. Но, хорошо то, что хорошо кончается. А в отряде про этот случай так и не узнали, не принято было… Кстати, за три года до описанных здесь событий, совсем рядом от этого места (не более 100 метров) перевернулась «шишига» со связистами. У неё отказали тормоза на подъёме и люди стали выпрыгивать из кузова, а машина в начале покатилась назад и затем перевернулась, придавив несколько солдат. К счастью все остались живые, но достаточно сильно покалеченные. Случай с «шишигой» не такой уж и редкий по сравнению с историей про ГТС, поэтому я извиняюсь, если это слишком тривиально и недостойно внимания широкой публики, просто этот случай к слову пришёлся. Ведь в нашей жизни всё так взаимоувязано, что один случай почти всегда тянет за собой другой. И уж коль зашла речь про автомобильные аварии на границе, хочется совсем коротко описать ещё один поучительный случай из этой области. В 1991 году, водитель с очень распространённой русской фамилией Смирнов и не менее распространённым именем Виктор, причём надо отметить водитель первоклассный, потомственный шофёр и просто влюблённый в свою профессию человек, передал управление «шишигой» прапорщику, бывшему в то время старшиной заставы. Естественно, что сделал он это под давлением старшины, в нарушение всех инструкций и приказов, да как оказалось на свою же бедную голову. Проехав метров 200-300, старшина классически перевернул машину на повороте. Там тоже был небольшой горный серпантин, но существенно ниже, если считать относительно балтийской системы высот, и, конечно же, проще чем описанный выше. Как это ни странно, но жизнь учит нас весьма прямолинейно и точно. Оказывается ведь всегда нужно поворачивать руль в том же самом направлении, куда ведёт дорога… В результате этой глупости - кабина «шишиги» всмятку, пострадавших вроде нет, ущерб в 800 рублей за кабину вроде бы и большой, но вспомните ту инфляцию в сотни процентов! Так, что ничего особенного как бы и не произошло. Заплатив уже не полновесные 800 советских рубликов, что стоила кабина, а расплатившись по сути фантиками, старшина благополучно уволился по служебному несоответствию и покинул заставу навсегда. А вот мне, да и не только, было потом очень больно смотреть на Смирнова до самого дембеля. За руль его уже никто не сажал и он был практически бессменный «колун». Открывал и закрывал ворота заставы другим машинам, за рулём которых сидели более молодые и мене опытные водители… Только вот машины он любил настолько, что любую, даже самую тяжёлую работу по ремонту и обслуживанию техники выполнял всегда с такой радостью и энтузиазмом, что непосвящённые наблюдатели наверняка думали, парень занимается СВОЕЙ машиной. Но нет, своей машины у него уже не было, и он только лишь помогал другим водителям, словом и делом, причём в своё личное время… |
|
|||
|
#3
|
||||
|
||||
Re: Горная застава – ГТС
Вот так хороший человек, в одно мгновение создал себе столько проблем, что и помочь ему никто уже не мог. Правда из всего происходящего с нами всегда можно извлекать пользу. Ведь не даром говорят, что за одного битого, двух небитых дают.
|
#4
|
||||
|
||||
Re: Горная застава – ГТС
Вообще-то, честно говоря, я жду, когда Смирнов объявится на нашем Форуме, живой и здоровый. Рад был бы услышать, что все у него после Армии сложилось хорошо. Я многих пограничников жду на этом Форуме, даже тех (немногочисленных) кого и обидел в свое время. Думаю, что все можно объяснить. Ребята, выходите на связь!
__________________
Глубина - глубина, я не твой... |
#5
|
||||
|
||||
Re: Горная застава – ГТС
Я знаю историю, где из расп******ва водителя погибла молодая женщина, которая находилась на переднем пассажирском сидении легковушки, которую вел её муж. На перекрестке со второстепенной дороги в их машину въехал КРАЗ, у водителя Краза за педаль тормоза закатился электромоторчик, которым водители подматывают километраж на спидометре и в нужный момент он просто не смог остановить махину....(((
__________________
Про модераторов можно сказать много разного, только написать нельзя... |
#6
|
||||
|
||||
Re: Горная застава – ГТС
Цитата:
|
Метки |
рассказ пограничника, рассказы пограничника, рассказы пограничников |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | ||||
Алмалы-Су & Горная часть II
Автор wanderer
Раздел Панфиловский Пограничный Отряд
Ответов 416
Последнее сообщение 20.11.2024 18:59
|
||||
Горная болезнь!
Автор кремль
Раздел Стихи пограничников
Ответов 2
Последнее сообщение 20.06.2022 18:56
|
||||
Горная застава – "Боря"
Автор maksimenko
Раздел Рассказы пограничников
Ответов 13
Последнее сообщение 08.08.2016 22:59
|
||||
Алмалы-Су & Горная
Автор wanderer
Раздел Панфиловский Пограничный Отряд
Ответов 3015
Последнее сообщение 26.05.2016 21:43
|
||||
Горная застава – урок первый.
Автор maksimenko
Раздел Рассказы пограничников. Избранное
Ответов 75
Последнее сообщение 28.02.2016 19:39
|
|