|
#1
|
||||
|
||||
Юридические аспекты фотографии
Всем тем, кто занимается фотографией, рано или поздно придется столкнуться с некоторыми правовыми проблемами. Надеюсь, что статья профессионального юриста Екатерины Быковой, поможет многим избежать неприятностей с законом, моделями и окружающим миром. Статья опубликована в журнале Foto-Video №1 и №2 за 2007 год
В соответствии с законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. №5351-1 (ЗоАП), охране и защите подлежат результаты творческой деятельности: произведения науки, литературы и искусства. Авторы таких произведений пользуются определенным набором прав имущественного и личного (неимущественного) характера. Пункт 1 статьи 7 ЗоАП прямо называет фотографии и произведения, полученные аналогичными способами, объектами авторского права. Первое, что надо решить фотографу — является ли его снимок произведением в юридическом смысле, т.е. результатом творческой деятельности. Для ответа на этот вопрос правовые знания не нужны — если сам автор признает свою работу продуктом творчества, вряд ли кто-то возьмется это оспаривать. Скрытый текстПри вынесении себе вердикта автор должен помнить, что для признания снимка произведением с точки зрения законодательства не имеют значения такие фотографические составляющие, как сюжет, объект съемки, формат, техническое качество, художественные достоинства снимка и его общественная значимость. Закону все равно, будь то снимок главы государства или вид из окна. Все это, несомненно, небезразлично для художника и его зрителя, но на охраноспособность снимка и права его автора не влияет. По мнению большинства юристов, основными критериями творчества являются новизна и оригинальность. Фотопроизведения становятся охраняемыми объектами с момента их создания. Автор не обязан регистрировать или депонировать свои работы где-либо, распечатывать или оформлять их особым образом, указывать имя, наносить определенные надписи, придумывать название и т.п. Чтобы фотография считалась произведением, а ее создатель признавался автором, важен лишь факт создания снимка. Однако определенные формальности автор может соблюсти по своему желанию. Например, обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не должен) использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов: латинской буквы С в окружности ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Знак охраны может сыграть важную роль в защите авторских прав, поскольку, как гласит ЗоАП, при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Однако наличие знака охраны само по себе не является гарантией принадлежности прав указанному лицу — знак может быть использован незаконно. Итак, чтобы фотография считалась произведением, а ее создатель признавался автором, важен сам факт создания снимка. В какой момент это происходит? В отношении цифровой фотографии все достаточно очевидно — как только изображение приобрело объективную форму (появилось на мониторе или ином носителе в формате, доступном для восприятия), можно говорить о факте создания снимка. Что касается пленки, логично предположить, что моментом появления снимка на свет является проявка негатива — именно после этого можно говорить о создании фотоизображения. Не всякая фотография является объектом авторского права, а лишь та, которая является результатом творческой деятельности, выраженным в объективной форме. Остальные фотоснимки могут рассматриваться как объекты, свободные в использовании. В частности, к ним могут быть отнесены фотографии на документы, изготовленные с помощью автоматических камер. Участие фотографа в такой съемке не имеет творческого характера. На практике, особенно при выполнении съемки на заказ, могут возникнуть проблемы разграничения деятельности творческой (в этом случае необходимо заключение авторского договора) и деятельности подрядчика (для данных отношений используется договор выполнения работ — договор подряда). В зависимости от формулировки условий заказа, творческой задумки заказчика и фотографа полученные снимки могут рассматриваться либо как продукт творческой деятельности фотографа, либо как его техническая работа. Разграничение двух видов деятельности может оказаться затруднительным. Если в договоре или других документах, касающихся выполнения заказа, детально сформулированы как технические требования, так и творческие аспекты фотосъемки, то полученные снимки могут быть расценены как результат технической работы фотографа. Например, заказчик указывает, что керамическую вазу следует снимать на слайд, на темном нерезком фоне, при равномерном освещении так, чтобы ваза занимала три четверти кадра. В этом случае фотограф будет являться лишь исполнителем (подрядчиком), не имеющим авторских прав на результат. Однако если во время съемки он привнес творческие идеи в работу, в отношении полученных фотографий следует говорить об авторстве (или соавторстве). При заключении авторских договоров (например, на съемку рекламы одежды) желательны детальное техническое задание и эскизы. Они не обязательно должны касаться творческой стороны, но впоследствии помогут избежать споров с заказчиком. Например, условия договора могут предусматривать, что заказчик поручает фотографу провести фотосессию с участием выбранной заказчиком модели, демонстрирующей коллекцию одежды. В результате должно быть передано не менее трех вариантов цветных снимков каждой модели коллекции. Такая формулировка дает фотографу право выбора творческой формы реализации и создает предпосылки для приобретения им авторских прав на снимки. В любом случае, фотографу, при наличии детальных инструкций заказчика, следует заранее определить в договоре, что создаваемый результат будет (или не будет) являться объектом авторского права, возникающего у фотографа (или заказчика), и решить вопрос о дальнейшей передаче прав. Важно помнить, что авторские права на произведения не тождественны правам на материальные носители (отпечатки, диски и т.п.), содержащие такие произведения. Продажа, дарение, мена фотоснимка — сами по себе не влекут передачу авторских прав на его использование. Интересно, что с произведениями изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой и др.) ситуация иная, но, по смыслу данной нормы закона, фотоизображения к произведениям изо не принадлежат. Следует отметить, что ЗоАП не относит к объектам авторского права идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Наличие определенных идей, так и оставшихся плодом воображения, не порождает у их автора никаких прав, а использование творческих задумок других авторов, но реализованных в иной форме, не является нарушением чьих-либо юридических прав. Моральный аспект подобных действий остается вне сферы правового регулирования. [/FONT] Права лиц Foto&Video №3, 2007 Как только на фотографии появляется человек, она начинает жить по новым правилам. И это неудивительно — права есть не только у фотографа, но и у всех его моделей [COLOR=black][FONT=Verdana]Сложно найти фотографа, который никогда не снимал людей — друзья и родственники, случайные прохожие или профессиональные модели хотя бы раз становились объектом интереса каждого автора. Хорошо, если все происходило по взаимному согласию и полученный результат понравился обоим. Но что, если известная фотомодель, просмотрев отснятый материал, заявляет, что недовольна и требует уничтожить снимки, на которые было потрачено несколько часов? И нужно ли спрашивать разрешение сделать снимок у пары влюбленных, так удачно расположившейся в кадре с панорамой Кремля? На сегодняшний день законодательство не дает четких ответов на этивопросы, и на практике существуют три основных подхода к правам лиц, изображенных на снимке. Первый подход основан на законе РФ «Об авторском праве и смежных правах». Специальных норм, посвященных правам изображенных лиц, ЗоАП не содержит, но предусматривает так называемые «смежные права», среди которых «права исполнителей». Именно к этой группе относят моделей. Такой взгляд распространен в рекламной фотографии, где практикуется заключение договоров с лицами, участвующими в съемках, о приобретении у них смежных имущественных прав, позволяющих использовать фотографии в дальнейшем на условиях, определенных договором. Таким образом, в отношении фотоснимков с участием людей возникает две группы прав: авторские — у фотографа, и смежные — у модели. Но отнесение моделей к категории исполнителей спорно, поскольку, по определению ЗоАП, исполнителем является актер, певец, музыкант, танцор и иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведение литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер спектакля и дирижер. Иной подход заключается в том, что фотографам и моделям для урегулирования отношений следует обратиться к другому закону — Гражданскому кодексу РСФСР 1964 г. Статья 514 этого документа гласит, что опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия его детей и пережившего супруга. Исключение составляют два случая: когда совершение указанных действий осуществляется в государственных или общественных интересах, либо когда изображенное лицо позировало автору за плату. Таким образом, при буквальном толковании норм закона получается, что снимать без согласия можно — публиковать нельзя. Применение норм ГК РСФСР к современным правоотношениям также спорно: основные статьи документа утратили силу с 1 января 1994 г. в связи с принятием действующего сегодня ГК РФ, и нормы ГК РСФСР должны применяться в части, не противоречащей ГК РФ и федеральным законам, в частности ЗоАП, которым вопросы авторского и смежного права урегулированы подробно. Но основная проблема применения данного подхода заключается в том, что указанная статья говорит о произведениях изобразительного искусства, а действующий ЗоАП перечисляет фотографию среди объектов авторского права отдельно от произведений изобразительного искусства, не относя ее к данной категории. Наконец, сторонники третьего взгляда на права изображенных лиц утверждают, что действующее законодательство содержит пробел на эту тему, и решение вопроса лежит только в практической плоскости. При этом, несмотря на отсутствие запретов, следует учитывать, что Конституцией РФ и другими нормативными актами предусмотрено право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. ГК РФ также устанавливает, что жизнь и здоровье, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и иные нематериальные блага принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми. В случае причинения гражданину морального вреда (физических и нравственных страданий) нарушитель обязан возместить вред по решению суда. Также возмещению подлежит вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию человека (в отношении деловой репутации — также и юридического лица), если такие сведения не соответствуют действительности. Помимо возмещения убытков и морального вреда, пострадавший имеет право требовать опровержения порочащих сведений. Следовательно, во избежание проблем с законом фотографам следует воздержаться от изготовления определенных снимков, например, фотоколлажей с изображением лица в тех местах, посещение которых может быть рассмотрено как порочащее его честь и достоинство, при условии, что речь идет именно о коллаже, о монтаже, а не о реальной репортажной фотографии. Если же вести речь о съемке лиц, предположим, занимающих государственные должности, то фотосъемка без их ведома в обстановке, когда они действуют как частные лица (например, ночью в развлекательном центре или во время отпуска), и публикация таких снимков может быть рассмотрена как вмешательство в частную жизнь и как нарушение вышеуказанных статей Конституции и ГК РФ со всеми вытекающими последствиями. Претензии также могут возникнуть в случае публикации снимка в качестве иллюстрации к материалу, не имеющему отношения к изображенному на фото, когда в контексте статьи зритель может неверно интерпретировать фотоизображение: например, при размещении портрета добропорядочного гражданина, ожидающего автобуса на остановке, рядом со статьей о лицах, недавно освобожденных из мест лишения свободы. Таким образом, закон не содержит прямого запрета осуществлять фотосъемку людей и в дальнейшем использовать полученные снимки без их согласия, но чтобы избежать риска предъявления претензий, фотографу следует придерживаться этических норм и соблюдать границы невмешательства в частную жизнь, а по возможности все же спрашивать согласие на съемку. Известен случай, когда в журнале был опубликован снимок молодой участницы конкурса латиноамериканских танцев. Узнав об этом, мама девочки решила потребовать у фотографа денежную компенсацию и была готова обратиться в суд, тем более что, по мнению мамы, разрешения на публикацию у модели не спрашивали, а на снимке девочка была представлена в «некрасивом» виде — слишком открытое платье и лицо в нерезкости. После уверенного ответа фотографа и редакции, что они действовали по закону, судебного иска не последовало. В данном случае претензия может считаться обоснованной лишь отчасти — как мы уже выяснили, спрашивать согласие на съемку и публикацию в обязательном порядке закон не требует, но если публикация снимка нарушает неприкосновенность и тайну личной жизни изображенного лица, требование о возмещении ущерба может быть признано обоснованным. Правда, рассчитать и доказать его размер будет нелегко — тарифы закон не содержит, поэтому сумма предварительно определяется потерпевшим и может быть изменена судом. Отдельно законодательством урегулирован вопрос фотосъемки, производимой корреспондентами. Профессиональную деятельность журналистов регулирует специальный закон — «О средствах массовой информации». Ст. 47 («Права журналиста») предоставляет журналистам право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом (например, законом РФ «О государственной тайне»). Данную норму дополняет обязанность журналиста при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. Что касается использования снимков в рекламе, то во избежание споров с лицом, изображенным на фотографии, следует рекомендовать заранее получать его согласие на использование снимков. На практике такое согласие может быть выражено путем подписания «модельного релиза» — разрешения на использование фотоизображений. Подобные документы распространены в США, и многие используемые в России тексты релизов также являются переводом иностранных образцов. В релизе можно определить сферу использования снимков и круг уполномоченных на это лиц, вопросы вознаграждения модели, необходимости указания ее имени, согласования отобранных дублей перед публикацией и другие детали. Хотя российское законодательство не упоминает модельный релиз, его подписание поможет фотографу защитить его права в случае спора, тем более что в судебной практике бывало, что лицо, изображенное на фотографии, предъявляло претензии в отношении коммерческого использования снимков без его согласия, и суд такие иски удовлетворял. Екатерина БЫКОВА Обратная связь: pravo@foto-video.ru [свернуть] |
|
|||
|
#2
|
||||
|
||||
Re: Юридические аспекты фотографии
[QUOTE=Барабаш][COLOR=black][FONT=Verdana][SIZE=3]Всем тем, кто занимается фотографией, рано или поздно придется столкнуться с некоторыми правовыми проблемами.........
Тема нужная согласен, но вот хотелось бы рассмотреть её вот в каком ракурсе.... Размещение различных фотографий в средствах печати и т.д. естественно каким либо образом регулируется, редактируется, подвергается некоему цензу. Скажите, а вот при размещении на сайте личных фотографий кроме личных, моральных, этических правил чем руководствоваться??? Разумеется кроме тех которые были указаны свыше... С уважением....
__________________
Зубная боль:suicide: приходит в ночь на выходные и праздники!!!:332: :480: |
#3
|
||||
|
||||
Re: Юридические аспекты фотографии
Один из способов защитить свои фотографии http://allday.ru/2008/03/23/batch_pi...ector_v10.html
|
#4
|
||||
|
||||
Re: Юридические аспекты фотографии
Цитата:
|
#5
|
|||
|
|||
Re: Юридические аспекты фотографии
Цитата:
|
#6
|
||||
|
||||
Re: Юридические аспекты фотографии
Каковы юридические аспекты
съемки скрытой камерой? Многие фотографы спрашивают, как быть, если снимок, полученный с помощью "скрытой камеры" или длиннофокусной оптики, планируется разместить, скажем, на плакате. Отмечу, что распространение материалов с использованием скрытой фотосъемки допускается лишь в том случае, "если это не нарушает конституционных прав и свобод человека". Такова одна из норм закона о средствах массовой информации. Проиллюстрирую это следующим примером. Совсем недавно известное рекламное агентство выпустило плакат, на котором был изображен ветеран, снятый "скрытой камерой", а ниже были воспроизведены логотипы известных фирм с рекламными слоганами. Юрист, к которому обратился ветеран, здраво рассудил, что нарушена конституционная норма, запрещающая сбор и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Такого согласия, конечно, не было, и ветеран выиграл судебный процесс. Не содержит информации о частной жизни та, в которой снимаемый присутствует как должностное лицо или участник общественного мероприятия. Последующее распространение фотографии ( в прессе ) в этом случае может быть осуществлено без дополнительных условий. Но любое иное коммерческое использование такого снимка обязательно должно быть согласовано с человеком, запечатленным на нем. |
#7
|
||||
|
||||
Re: Юридические аспекты фотографии
Как отличаются
личные и имущественные права фотографа? За фотографом закрепляются определенные права: личные и имущественные. Личные права неотделимы от авторских, а вот имущественные права могут быть переданы автором или перейти по закону к другим лицам - гражданам или организациям. Скажем, пожилой фотограф на склоне лет решил передать свою фототеку городскому архиву за определенное вознаграждение. В этом случае, после заключения договора между частным и юридическим лицом, происходит передача имущественных прав архиву. Теперь архив вправе распоряжаться полученной фототекой, используя снимки, скажем, для выставок и публикаций. Однако, при этом личные права фотографа должны соблюдаться: под снимками воспроизводится фамилия автора. Имущественные права закрепляют за фотографом ( или иным владельцем исключительных авторских прав) право разрешать или запрещать использование фотографии. При этом использованием считается воспроизведение и распространение экземпляров фотографий, их публичный показ, в том числе по телевидению. Разрешение на использование фотографии дается в устной или письменной форме. Такое разрешение есть авторский договор, в соответствии с которым пользователь получает часть имущественных и авторских прав. |
#8
|
||||
|
||||
Re: Юридические аспекты фотографии
Что включает в себя понятие
"личные права фотографа"? Фотограф пользуется авторским правом на свои фотографии. Поэтому он является автором и получает все права автора, предусмотренные российским Законом об авторском праве от 9 июля 1993 года. Авторские права подразделяются на две группы: личные права и имущественные права. Личные права фотографа включают: право авторства, право на имя, право на обнародование и право на защиту репутации автора. Право авторства - это право как считаться, так и признаваться автором фотографии. Оно распространяется как на всю авторскую фотографию, так и на отдельные ее детали. Никто не может присвоить авторство фотографа. Присвоение авторства - это плагиат, гражданское правонарушение, а часто - уголовное преступление, подпадающее под определенную статью уголовного кодекса. Право на имя - это право обозначить фотографию своим именем или выпустить ее в свет под псевдонимом, а также без указания имени автора (анонимно). Никто не вправе снимать с фотографии имя автора или его псевдоним. Вместе с тем, никто не вправе раскрывать псевдоним автора, без его согласия. Право на обнародование фотографии - это право фотографа разрешить или не разрешить выставить или опубликовать фотографию. Согласно закону, это право реализуется только один раз. Довольно часто оно соединяется с правом на первое использование фотографии. Другими словами, если автор дает разрешение на тиражирование своей фотографии или выставляет ее, скажем, на фотовитрине, то тем самым он разрешает ее обнародование. Однако, автор, принявший ранее решение об обнародовании своей фотографии, вправе, в дальнейшем, пересмотреть это решение. При этом используется, предусмотренное законом об авторских правах, право на отзыв. Право на отзыв может быть применено, если фотограф считает свою фотографию неудачной, а также в любых других случаях. Право на защиту репутации автора - это право на защиту фотографии от любого изменения и искажения. Например, иное кадрирование, добавление, устранение отдельных деталей, добавление цвета или использование цветной фотографии в виде черно-белой. Все вышеперечисленные изменения могут производиться только с согласия автора |
#9
|
||||
|
||||
Re: Юридические аспекты фотографии
Полезная ИМХО подборка часто задаваемых вопросов о праве на фотосъемку. Мне помогла в прошлом году при съемке на ж/д станции.
http://antirao.ru/faq/nophoto |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | ||||
Фотографии
Автор Колонель
Раздел Рассказы пограничников
Ответов 4
Последнее сообщение 13.03.2015 02:03
|
||||
Фотографии
Автор pyhovi4ek
Раздел Раздел предложений и замечаний
Ответов 2
Последнее сообщение 01.11.2013 19:50
|
||||
Фотографии от NETORMOZa
Автор netormoz
Раздел Архив устаревших тем
Ответов 117
Последнее сообщение 26.10.2012 14:13
|
||||
Мои фотографии
Автор Чудновский Игорь
Раздел Архив устаревших тем
Ответов 40
Последнее сообщение 29.07.2011 16:21
|
||||
Фотографии Камчатки
Автор Новый10
Раздел Архив устаревших тем
Ответов 3
Последнее сообщение 07.02.2008 15:45
|
|