|
#1
|
||||
|
||||
Московская авиационная эскадрилья , или в/ч 2158
Всем привет!
Я вам расскажу о Московской авиационной эскадрилье, об этой удивительной маленькой войсковой части, к которой принадлежу душой и сердцем вот уже несколько лет. Она была создана в связи со сложной обстановкой на таджикско-афганской границе в апреле 1995 года, в пгт. Московском, в 6 километрах от афганской границы. Той весной моджахеды значительно активизировали свои действия, и на постах и заставах Московского и Пянджского погранотрядов постоянно происходили боестолкновения. Времени на раскачку особо не было, и эскадрилья строилась и воевала одновременно. Первые летчики поселились прямо на аэродроме, в палатках, где температура зашкаливала за 45 градусов. Там же проходили совещания, ставились задачи перед экипажами, и несколько минут уходило на то, чтобы выйти из палатки и занять свое рабочее место в вертолете. Рядом со взлетной полосой паслись бараны и коровы, (кстати, такое можно было увидеть только в Таджикистане), а кишлачные мальчишки бежали за нашими летчиками и кричали: «Командир, купи сигареты! Свежие!» (вы где-нибудь еще видели в продаже - постоянно свежие сигареты!).:332: 1 июля 1995 года состоялся первый боевой вылет. Эта дата и стала официальным днем образования части. В перерывах между полетами отремонтировали штаб-казарму, заасфальтировали рулежные дорожки, немного подлатали взлетную полосу, на которой во времена Союза даже приземлялись самолеты АН-2 и ЯК-40 и посадили сад. Штаб-казарму постепенно заполняли кое-какой мебелью, на взлетку потянулось гулять по вечерам все местное население, себя показать, летчиков посмотреть, собак выгулять. А сад поначалу выглядел хилым и квелым, саженцы страдали от жары, их усиленно поливали, но не верили, что будет толк. Однако, уже следующей весной деревья-прутики ожили, зацвели, и подарили эскадрильи два яблока! Мы все ходили на них смотреть, и дежурные на вышке берегли их как зеницу ока! Но, урожай случился не только в саду. Трудолюбие и упорство, мужество наших летчиков, молодого коллектива были замечены, и в часть начали поступать награды. Они были молоды, а молодость - пора надежд, свершений и подвигов. 5 орденов Мужества, 2 ордена "За военные заслуги", медали "За отвагу", "За отличие в охране государственной границы", "медаль Нестерова", получили многие офицеры и прапорщики, Александр Подплета получил медаль "За спасение погибающих". На все награждения ходили всей эскадрильей. Командир надевал парадную форму, летчики брали жен, подруг, детей, строились на плацу, группки сопереживающих толпились в сторонке, играл отрядной оркестр, словом, все было здорово! А летчики, уже и совсем молодая поросль, осваивали новые маршруты в горах. Загруженные под завязку продовольствием, водой, дровами, работяги-вертолеты на рассвете уходили в горы. Отряд еще спал, а на взлетке уже расчехляли и газовали борты, подъезжали машины ТЗ, МЗ, АПА. Туда-сюда сновали борттехники, бортмеханики, ходил дежурный по стоянке, переговаривались летчики, которые уже прошли медосмотр, и топали к своим вертолетам. Я очень любила эти рабочие утренники, мне нравилась озабоченность на лицах ребят, я знала, что она не напускная, а настоящая. Они ведь знали, что от них зависит успешность полета, зависит и то, вытянет ли машина, все ли благополучно вернутся домой. Даст техник знак - Мол, все в порядке, трогай! И в сторону от старта отбежит. И взлетка, как твоей судьбы дорога, перед тобой до самых звезд лежит. Вперед и вверх! Точны руки движенья А вдоль бетонки капельки росы. Без полосы земного притяженья Нет никогда и взлетной полосы! Но полоса была только на родном аэродроме, а в горах - площадки-пятачки, едва порой три колеса втискиваются, как на Грифе. А на Турге - впереди мины, а сзади - обрыв, по бокам кручи, пропасти.Только летное мастерство, хладнокровие и ювелирная точность требуются от летчиков. (Совсем ничего!). (Продолжение следует)…..и сразу прошу прощения, если какие-то обозначения вам покажутся неправильными или неточными. Я пишу свое, женское восприятие тех дней и событий, и очень жалею, что не всегда делала записи, полагаясь на память. Если в чем-то буду неправа - поправьте меня! Все замечания принимаются! До встречи! Т. |
|
|||
|
#2
|
||||
|
||||
Re: Московская авиационная эскадрилья, или в/ч 2158
Продолжение
5 декабря 1995 года при выполнении задания по переброске груза на высоту 2816м. потерпел аварию экипаж вертолета МИ-8. (В составе экипажа были: командир - Рома Хамидулин, летчик-штурман Никишов Иван, борттехник старший лейтенант Власов Валера, бортмеханик Игорь Сахаров). Тяжелые увечья получил Сахаров Игорь, бортмеханик, был доставлен сначала в Душанбинский госпиталь, затем долго лечился в Голицыно. После многочисленных операций он все-таки восстановился на летную должность и продолжал летать. Все очень переживали за Игоря. Его не оставляли без внимания все время лечения. Когда кто-то летел на ВЛК в Голицыно, женсовет подготовил замечательную, теплую газету, в которой несколько слов написали почти все - от командира, до контрактников. Говорят, когда Игорю передали посылку, деньги, газету, он плакал, а газета долго висела в отделении хирургии. И декабрь 95-го, и январь 1996 года экипажи летали под обстрелами. У меня некоторые дни записаны подробно, например, 1 января 1996 года: Вечером, 31 декабря в 20 часов, 30 минут к нам домой позвонил Золотухин В.Н. - командир отряда. Он сказал, что на Турге ранен солдат, и надо быть готовыми к вылету. Ранение тяжелое. Я даже записала фамилию солдата - Анисимов. Всю ночь ждали информацию о состоянии здоровья и "добро" на вылет. В 6 часов вылетели на Тург. Забрали раненого, а сразу после взлета площадку обстреляли, было выпущено 5 снарядов РС. В Московском взяли врача и полетели на Душанбе. Назад возвращались около 9 часов утра. На подлете поступила информация, что идет обстрел 12-й заставы. Командир принял решение не садиться, и вертолет ушел на 12-ю заставу. По заставе было выпущено, как нам потом сказали, 59 РСов, было четверо раненых. Вертолет сел не на площадке, а ниже, на дорогу (между 12-й и 13-й заставами), а раненых вывозили на БТРах. Их всех привезли в Московский,и все они остались живы, но, к сожалению, их фамилии я не записала. 4 января 1996 года: На Турге закончились боеприпасы. Знали, что площадка обстреливается. При разгрузке по вертолету было выпущено 2 снаряда. Один разорвался в 15 метрах, другой - в тридцати. Благополучно ушли, все разгрузили, забрали еще 3 больных. В ночь с 6-го на 7-е января 1996 года поступила информация, что на посту Навранга снайпером ранен контрактник. Долго не было связи, потом вылет разрешили, и вертолет вылетел в 3 часа 20 минут. Луна была преогромная, она точно знала, что летчикам надо обязательно долететь, и освещала им путь. Зрелище было просто фантастическим! До Иола летели 20 минут, и еще была дымка. Но встречу организовали четко, забрали раненого и сразу ушли на Душанбе. Солдата прооперировали, и он остался жив! И так каждый день, то одно, то другое.....Вот в записях вижу что-то новенькое! 17-го января 1996 год: С утра десантировали. Сделали три ходки на Тург, возили ДШ из Хабаровска. Они были чистенькие, и слегка напуганные. В вертолете я их угощала домашним хлебом, конфетами "Ассорти". Перевезли за день 74 человека на Тург и Шуробад, а кого обратно, в Московский. А вот и печальная запись: 18 января 1996 года: Сделали две ходки на Гриф, возили людей, дрова, уголь. А в 13.45. вылетели по экстренному звонку - снайпер ранил бойца в живот, и пуля у него вышла под правое плечо. Это случилось на посту 12-й заставы ДОН. Когда прилетели в Московский, боец умер, не спасли ни врачи, ни капельницы, которые ему делали прямо в вертолете. К сожалению, я не записала фамилию бойца. В феврале 1996 года при посадке вертолета на площадку "ТУРГ", попал под обстрел экипаж вертолета МИ-8, которым руководил майор Белько С. Машина получила повреждения, а боттехник Валерий Власов был ранен в голову осколком разорвавшегося реактивного снаряда. Серьезные повреждения получил вертолет МИ-24. В составе экипажа были офицеры Денисюк А., А. Пустошило, А. Белкин. Благодаря выдержке и мастерству экипажа, вертолет благополучно приземлился на одну из площадок, а затем, после осмотра, вернулся на свой аэродром. Я думаю, что хроники достаточно, пойдем дальше. Несмотря ни на что, все грузы были доставлены в срок, больные и раненые эвакуированы.730 человек обязаны своим здоровьем и жизнью не только докторам но и нашим доблестным летчикам! (Поэтому они День медицинского работника отмечают тоже). Успешно трудились связисты, у них был замечательный руководитель - Олег Мороз. В части быстро сложился хороший дружный коллектив. (Продолжение следует). Последний раз редактировалось 28 ОАЭ; 04.06.2007 в 23:54. |
#3
|
||||
|
||||
Re: Московская авиационная эскадрилья, или в/ч 2158
Продолжение
Очень часто с нашими летчиками летал доктор А. Машталер. Мы пели для него шуточную песню, которую я переделала под один известный мотив: Дремлет Московский отряд в выходные, Горы да небо над головой, Что тебе снится, доктор Машталер, Там на кровати, в санчасти родной? Ночью была переправа на речке, И в перестрелке ранен боец, Звук телефона, доктор Машталер, Ждет вертолет и еще не конец! Резко взлетела в небо машина, Круто уходит в синюю даль. Вот он в кабине, доктор Машталер, Просит: "Ребята, нажмите педаль!" Сели-нырнули, камни летели, сходу носилки - быстрый вперед! Ставит уколы, доктор Машталер, И в Душанбе уж летит вертолет. Госпиталь сразу вышлет машину, Вместе с системой бойца заберет, Снова в Московском, доктор Машталер, И не одну еще жизнь он спасет. Продолжение следует.......... |
#4
|
||||
|
||||
Re: Московская авиационная эскадрилья, или в/ч 2158
По результатам 1997 года эта войсковая часть заняла первое место среди авиационных частей ФПС. Но, не менее важным стало и то, что эскадрилья заработала огромный авторитет среди жителей Хатлонской области. Часть шефствовала над ветеранами Великой Отечественной войны, каждый год приводила в порядок районный обелиск, организовывала Вахту Памяти, благотворительные обеды для детей-сирот в детском доме, в День пожилых людей для жителей пгт. Московский, снабжала продуктами остронуждающихся. Однажды, в День пожилых людей, мы так замечательно все организовали с женсоветом, но на границе была обстановка, и все летчики побежали на аэродром, на вылет. С нами остался один офицер, но он добросовестно перетанцевал со всеми приглашенными бабушками. Как они были довольны!
Семьи офицеров и прапорщиков щедро делились хлебом и продуктами с местными жителями, которые очень нуждались после прошедшей войны в 1991-94гг. Создали свою библиотеку, отсняли богатейший видеоматериал, помогали директору Кулябского ботанического сада, провели около 30 мероприятий, выпустили огромное количество фотогазет. Самыми лучшими праздниками были дни рождения части. К ним готовились особенно, репетировали мини-спектакли, готовили красочное оформление, сочиняли песни и частушки, например, такие: "Московские страдания" (А где мне взять такую песню) А где мне взять такого мужа, Чтобы в Москву меня возил? И всю зарплату с пайковыми, } 2 раза Мне дважды в месяц приносил Чтоб не в Московском я ходила, А на Арбате, и в "Ядран" Чтоб не в "насосе" я сидела, } 2 раза А в "Метрополе" до утра. Чтоб в мерседесе я каталась В Москве по улице Ямской, Чтобы в шампанском я купалась, } 2 раза Ходила в шубе дорогой. Чтоб на Кутузовском проспекте Он мне квартиру получил. Путевку сделал б на Канары, } 2 раза креветок кушать научил. Ну, а пока сижу в Московском, Смотрю, закат уже погас, Меняю сотни на "таджички", } 2 раза И жду, когда придет мой час. Продолжение следует |
#5
|
|||
|
|||
Re: Московская авиационная эскадрилья, или в/ч 2158
Как получку мы получим, по московскому пройдем.
Пусть Москва и не столица, мы и здесь не пропадем. И вновь поселок весь трясется , мы умеет отдыхать Ну привезли нас из России к ним таджикам воевать Улетаем завтра в горы и берем с собой запас. тонны две боеприпасов, ящик водки , пива таз. мы таджикскую границе будем стойко охранять. Ну привезли нас из России к ним таджикам воевать. Улетает борт в Россию, все пришли нас провожать. Столько денег мы пропили, две тайоты можно взять. Ну а если будет грусно, позовите, мы придем. Если водки будет мало мы с собою привезем. Последний раз редактировалось A.S.S.; 16.03.2007 в 13:54. |
#6
|
||||
|
||||
Re: Московская авиационная эскадрилья, или в/ч 2158
А вот и несколько первых фотографий из жизни московской эскадрильи.
Три моих, а одна - заимствованная. На первой встреча в горах, кто сидел там, тот знает, как всегда они обнимались при встрече. На второй взлетает Быков. Это фотография Алексея Федорова, профессионального фотографа, она была на обложке журнала "Пограничник" в августе 1999 года. На третьей вертолет уходит, кажется, с Турга. И на четвертой знаменитые Рушанские ворота. |
#7
|
||||
|
||||
Re: Московская авиационная эскадрилья, или в/ч 2158
Продолжение
Но заканчивались наши праздники и наступали обыкновенные будни. А эти будни вновь вмещали в себя все: и боевые вылеты, и санрейсы, и подготовку вертолетов. Мне очень нравилось то, что в эскадрильи царило чувство солидарности. Так, например, если в выходной день вдруг случался срочный вылет, то помимо дежурного экипажа на стоянку спешили все: летчики, борттехники, бортмеханики, нелетный состав. И обычно так и оставались там до возвращения вертолета. В первый год по обочинам взлетной полосы зажигали плошки (так называли их летчики), а потом даже огни появились. Однажды сообщили, что на одном из постов 12-й заставы Московского погранотряда подорвался на мине боец. Утром наряд прошел по тропе нормально, а когда возвращались обратно, этой же дорогой, не ожидая ничего страшного, были оглушены взрывом и один из бойцов сильно пострадал, ему перебило ногу. Постоянно рыскающие вокруг постов моджахеды сняли нашу же мину и установили её прямо на тропе. Второй боец сообщил на пост, оттуда на заставу, был вызван вертолет, и бригада медиков полетела выручать бойца. Первое сообщение было таким, что боец находится недалеко от поста. Вертолет сел. Двигатели выключили. Но буквально через несколько минут информацию о местонахождении уточнили, и командир принял решение лететь и искать бойцов. Летчики понимали, что если они не успеют вовремя, то бойца могут и не спасти, и он погибнет от потери крови. Вертолет взлетел, и весь экипаж буквально впился глазами в горы, пытаясь разглядеть людей. Наконец увидели, как два бойца несли третьего на носилках по ущелью. Вертолет приземлился первый раз – получилось далековато. Снова взлетели. Никаких условий для посадки. Ущелье узкое, старое русло речки, кусты, которые создают помехи. Подсели еще раз. Вокруг минные поля. Командир предупредил борттехника Александра Подплёту: «Осторожно, Саша, мины вокруг». Саша выпрыгнул, осмотрел землю вокруг вертолета. Бойцов не видно, и вертолет снова взлетает. Переживает экипаж, волнуются медики. Но летчики работают спокойно, медикам даже и не сказали, что вокруг минные поля, чтобы их не нервировать, им же бойца спасать. Снова садимся. Выпрыгивает Александр Подплета, наконец-то видит, как выносят раненого, и бежит навстречу помогать. Этот член экипажа – маленькое солнышко, настоящий герой. Он всегда искренне переживает за всех раненых, всегда первым бросается на помощь. Недаром в марте 1998 года он награжден медалью «За спасение погибавших». И вот она, горькая проза жизни: сколько людей спас, а сам погиб 02 апреля 1999 года, не дожив до своего 25-летия, не оставив на земле след в виде сына или дочки. Но вот он, пока живой, тащит вместе с бойцами раненого, подают его в вертолет, быстро закрывают двери и мы взлетаем. Слежу за бойцом и за медиками, снимаю все на видеокамеру. Обращаю внимание на то, что взлетаем как-то необычно. Впереди по курсу ущелье сходится почти на нет, кусты огромные, ветер попутный. И командир сдает вертолет назад. Пятимся на нем по ущелью как на машине в узком переулке. Зрелище, я вам скажу! Наконец-то ущелье стало пошире, вертолет разворачивается на месте вправо, набирает высоту и мы на всех парах несемся в Московский. Медики вовсю суетятся возле бойца. Изуродованная нога висит буквально на клочке кожи и хлещет кровь. Мальчик серый от боли, ужасно кричит, но в сознании, невозможно видеть его страдания. Нет цены нашим московским медикам. Колют, капают, успокаивают. Вертолет летит изо всех сил, скорость максимальная. Слава Богу, довезли. Короткая дозаправка в Московском, и борт сразу летит в Душанбе. Позже мы узнаем, что в госпитале ему ампутируют ногу, сначала по колено, а при повторной операции до бедра. Но главное, он остался жить. (К сожалению, не записала фамилию). А летчики вечером выпили, за удачу! Этот эпизод, (посадку на минное поле), показывал в своей передачи Иван Усачев в 1999 году, в программе «Вы-очевидец». А в нашей эскадрильи и в Московском отряде кассету копировали несчетное количество раз. Продолжение следует |
#8
|
||||
|
||||
Re: Московская авиационная эскадрилья, или в/ч 2158
Всем миром шли и к бедам,
и к победам. Большой обычай - вместе быть всегда! Пока он жив, нам горький час неведом. Не сломит нас, никто и никогда! Так думали мы. Но увы, правительство думало иначе, в войсках начались очередные массовые сокращения, и, отметив 3-ю годовщину части, Московская авиационная эскадрилья перестала существвовать. Разъехались люди, разлетелись вертолеты. Но, открывая альбом, или включая видеокассету, я снова и снова с любовью смотрю на этих мальчишек, на их жен, детей, на нашу большую семью, и горжусь теми, кто смог это создать. Продолжение следует. |
#9
|
||||
|
||||
Re: Московская авиационная эскадрилья, или в/ч 2158
После того, как часть была расформирована, в Московском еще оставалось звено, принадлежавшее теперь Душанбинскому авиаполку.
Утром 2 апреля 1999 года, во время планового полета произошла катастрофа вертолета МИ-8 пограничной группы ФПС России в Таджикистане. На борту находилось 18 человек. Вертолет вылетел на правый фланг Пянджского отряда, через тридцать пять минут полета связь с ним прервалась. Как потом выяснилось, машина упала в реку Пяндж. По трагическому стечению обстоятельств, вертолет упал в самом глубоком месте реки Пяндж. Глубина реки достигала там 5 метров. Вертолет от удара об воду был полностью разрушен. Водолазы пытались зацепить под водой трос за вертолет, чтобы его вытащить, однако подъем машины не удался. Погибшие были найдены не сразу. Дольше всех искали Александра Подплету, борттехника вертолета, которого выбросило вперед, и унесло течением. Все члены экипажа, как говорил в своем интервью первый заместитель Департамента авиации генерал-майор Анатолий Железнов, были высокие профессионалы, с большим опытом. Другое дело, что МИ-8 выполнял задание на малой высоте. Об этом говорят и материалы объективного контроля, и показания очевидцев. Удалившись метров на 500-600 от КПП «Нижний Пяндж» и выполняя маневры, экипаж, к сожалению, с опозданием заметил высоковольтную линию электропередач на местности со сложным рельефом. Летчики сделали все, чтобы избежать катастрофы, но вертолет хвостовым винтом зацепил за нижний провод и обрубил его. Такова была версия. Поиск погибших был осложнен многими факторами. Но подключились все: МЧС Таджикистана, 201-я мотострелковая дивизия Контингента миротворческих сил, экипаж военного катера, предоставленного Министерством обороны Узбекистана, местного теплохода «Душанбе», пограничники. Список погибших в авиакатастрофе 1. Генерал-майор Берсенев Михаил Васильевич, начальник штаба – первый заместитель начальника ПГ ФПС РФ в РТ. 2. Полковник Сокол Владимир Павлович, заместитель начальника ПГ ФПС России в РТ по оперативной деятельности. 3. Полковник Усенко Сергей Петрович, начальник Пянджского погранотряда. 4. Капитан Сенчев Сергей Владимирович, старший офицер оперативного отделения штаба отряда. 5. Командир экипажа вертолета майор Загорулько Сергей Александрович. 6. Старший летчик-штурман старший лейтенант Семенов Александр Владимирович. 7. Бортовой техник старший лейтенант Подплёта Александр Олегович. 8. Бортовой механик прапорщик Мацнев Александр Владимирович. 9. Старший прапорщик Заплаткин Михаил Петрович, старший техник группы обслуживания. 10. Капитан Малышев Вячеслав Алексеевич, старший офицер оперативного отделения штаба отряда. 11. Прапорщик Кауров Сергей Михайлович, командир взвода войсковой разведки. 12. Старший сержант контрактной службы Астанокулов Исмон Рахмонович. 13. Рядовой контрактной службы Клюгин Павел Николаевич. 14. Старший сержант контрактной службы Савельев Григорий Семенович. 15. Младший сержант контрактной службы Расулов Рахим Мариевич. 16. Старший сержант контрактной службы Мальков Эдуард Леонидович. 17. Рядовой контрактной службы Хакимов Джамшед Рахмоналиевич. 18. Старшина контрактной службы Раджабов Амридин Камолович. Вечная память! P.S. Знаю совершенно точно, что эта катастрофа унесла еще одну жизнь. Не дожив ровно недели до годовщины гибели сына, в Джанкое скончалась 45-летняя мама Александра Подплёты, борттехника вертолета. Весь год она жила тем, что произошла ошибка, и Саша непременно вернется, много времени проводила на кладбище, пыталась узнать, не было ли у Саши девушки, не родил ли кто-нибудь от него ребенка. Плакала, говорила: «Поеду хоть куда, найду, всю жизнь буду помогать растить этого ребенка. Ну как же так – уйти в 25 лет! Даже детей не успел нажить». Похоронены они рядом. Сердце её не выдержало. И это тоже потеря границы. Пусть земля ей будет пухом! |
#10
|
||||
|
||||
Re: Московская авиационная эскадрилья, или в/ч 2158
2 апреля исполнится уже 8 лет со дня гибели этих пограничников. У Заплаткина Михаила через несколько месяцев после его гибели родился сын, которого он так никогда и не увидел.
Младший брат Александра Подплеты закончил в прошлом году Московский пограничный институт, и сейчас служит в Дагестане. А Семенова Александра оплакивает только тетя, так как других родных у него и не было. Помяни их, Россия....... |
Метки |
вч 2158, московская эскадрилья |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | ||||
2305 Эскадрилья
Автор Сокол 2305
Раздел Анадырский (Чукотский) Пограничный Отряд
Ответов 9
Последнее сообщение 01.01.2021 17:34
|
||||
Магаданская отдельная авиационная эскадрилья или в/ч 9828
Автор 28 ОАЭ
Раздел Пограничная авиация
Ответов 168
Последнее сообщение 27.11.2019 19:43
|
||||
Московская ООО ПОВ ПС <<Рубеж>>, г. Дедовск
Автор kirill21
Раздел Общественные организации пограничников
Ответов 21
Последнее сообщение 14.06.2018 19:38
|
||||
24 Одесская отдельная авиационная эскадрилья
Автор "ОДЕССИТ"
Раздел Пограничная авиация
Ответов 24
Последнее сообщение 18.11.2013 17:13
|
||||
Встреча ДШМГ московская 20 мая 2011г
Автор белый9
Раздел Московский Пограничный Отряд
Ответов 6
Последнее сообщение 04.10.2011 01:55
|
|