|
#1
|
||||
|
||||
На южном побережье СЛО
Воспоминания о службе. Как давно это было!
|
|
|||
|
#2
|
Re: На южном побережье СЛО
Иван Дмитриевич, Нажимаю ссылку, а ничего не открывается
__________________
"...Яд, мудрецом тебе предложенный- прими... из рук же дурака, не принимай бальзама" О. Хайям |
#3
|
||||
|
||||
Re: На южном побережье СЛО
Хе, что-то пошло в моей службе не так. Север!!! Север – Страна чудес!!! А крайний север – просто Сказка!!! Ну, а Заполярье – там, где вечная мерзлота - райский уголок!!! Уже полгода «гребу» деньги лопатой. Это так выражается и любит повторять о служивых людях заполярья, уважаемый всеми человек – наш начальник политотдела.
Потихонечку осваиваюсь. Знакомлюсь с людьми, изучаю колоритную историю этих мест. Поселок, недалеко от которого находится застава, расположен в устье реки Шойна, впадающей в Белое море. Он так и называется «Шойна». Когда-то, в 60-х, был очень удобен для решения задач по выполнению планов в рыболовецкой отрасли. Страна нуждалась в большом количестве продовольствия, в том числе и рыбы, а здесь - треска, сельдь, навага, камбала, семга под рукой и в изобилии. Построили рыбоконсервный завод, рядом с поселком большой аэродром для посадки транспортных самолетов, оборудовали причал. Люди жили, работали, учились, рожали детишек. Планы по отлову рыбы перевыполнялись, завод производил не только рыбные консервы, но и отправлял стране свежемороженую рыбу, рыбу в бочках всякого посола. Населенный пункт расширялся, и никто не знал, что уже заведен часовой механизм экологической бомбы. Рыбу, а заодно и всю растительность со дна моря вытягивали тралами рыболовецкие суда. Песчаное дно неглубокого моря оголилось и песок на приливах стало выносить на берег. Кто жил на севере, тот знает, что приливов и отливов в сутки бывает два. На приливах вода прибывает на несколько метров в высоту и разливается в низких местах и вдоль шарков и речушек на десятки, а то и на сотню километров. После того, как вода уходила, песок обсыхал и ветром его стало уносить на поселок и в тундру…. Прошло всего лишь 30 лет и на глазах одного поколения людей тундра на многие километры превратилась в пустыню, а поселковые дома – в землянки, занесенные доверху песком. К этому времени завода уже давно не было, аэродром растаскан, а причал разбит морскими волнами. Поселок стал бесперспективным и, практически, вымирал. Кто смог, тот уехал, кому некуда было ехать – ждал своей участи в этой вымершей пустыне. Всё это я сейчас и увидел. Здесь мне предстоит пройти закалку севером ну и как говорится, а «воинский долг в этих местах ещё и платежом красен!» Вот это и есть та «загребущая лопата» о которой вспоминает при каждой встрече начполит. Все больше и больше делаю для себя открытий, в смысле изучения ландшафта и окружающего меня…. остального мира. Вот, пожалуйста, недавно к нам пожаловала съемочная группа из Ленинграда. Самолет Ан – 2 (кукурузник) приземлился на маленькой песчаной полоске маленького шойнинского аэропорта, места, где в прямом смысле этого слова, находятся врата на Большую Землю, только через них можно туда попасть, если, конечно, достанется билет. Прилетает самолетик один раз в неделю, и мы проверяем документы у всех пассажиров рейса - чем же еще заниматься здесь пограничникам? Полуостров Канин – это пограничная зона и мы в ней представители самой справедливой на планете Земля – Советской власти. Встретили мы и эту группу, оказали всяческую помощь в обустройстве и доставке к местам их интересующим. Вот тут – то я неожиданно столкнулся и с изумлением окунулся в изучение не только того самого остального, окружающего нас мира, но, походу, и … потустороннего. Да - да! Группа прилетела для того, чтобы отснять картинку местного погоста с происходящими на нём жуткими панорамами. Сколько раз я передвигался по дороге в поселок мимо этих песчаных барханов, но мне и в голову не могло прийти, что может скрывается под ними. Киношники снимали документальный фильм о художнике Филонове П.Н. и каким - то образом разузнали об, пожалуй, самом уникальном и самом страшном месте в Союзе (а может и не самом страшном – страна то большая…) – кладбище, где из-за передвигающихся песков все похороненные люди оказывались на поверхности. Кладбище на песчаных барханах то выдувалось ветром и оголяло все гробы с их истлевшими обитателями, то засыпало песком вместе с крестами. Киношники это снимали, чтобы картинкой здесь происходящего, навеять тоску и безысходность, передавая атмосферу того времени. В эту жуткую картину мы ныне реально и окунулись. Брр…. То, что здесь мы увидели – не для слабонервных… Участок заставы небольшой – 200 км с хвостиком в 11 км. Так это, в этих краях – норма. Только как полноценно охранять эту норму если в твоем распоряжении только двадцать человек? Работаем с местным населением и это - наше все! Про самолетик, один раз в неделю – это я немножко «загнул». Здесь кроме пограничной заставы есть еще две воинские части. Так вот к нам, служивым, иногда приходят борты под названием Ми – 8 или Ми – 26. Правда зимой при «хорошем» раскладе погоды мы авиацию не видим и по полтора месяца. А других дорог у нас нет. Отдыхаем! От кого отдыхаем? Да, от начальства!!! Хотя бывает и так, начальство все это время не может вырваться от нас. А летом, в навигацию, на теплоходах доставляют топливо и провиант да два раза в месяц курсирует пассажирский теплоход Архангельск – Дудинка. Я это к чему все говорю? Ах, да! Заполярье – романтический край. У многих людей, не бывавших в этих краях, мурашки по коже от мысли о немыслимом холоде, вечной мерзлоте и белых медведях, подкарауливающих человека за каждым снежным бугром. Короткое лето и продолжительная зима не добавляют энтузиазма таким людям поближе познакомиться с заполярными широтами. Но, вот если хоть однажды человек побывал на этом самом Севере, то тянуть к нему будет всю жизнь. Люди просто влюбляются в красоту этого края. Конечно есть и неутомимая часть человечества – романтики, которые так и ищут приключений на свою и не только на свою ж… жаждущую к познаниям жизнь. Они вечно в каком-то поиске: где – то свершают восхождения и покоряют вершины; где-то опускаются на невероятные глубины морей и океанов; что-то ищут в непроходимых джунглях Амазонки, узких пещерах Мексики - открывают и доказывают себе и всем, что на нашем шарике еще не всё изучено и не все опознано. Вот с такими романтиками, только мореплавателями, мне предстояло в ближайшее время встретиться лично, по долгу службы, конечно. В калейдоскоп событий и новых ощущений окунул меня этот начальный период службы на севере: море(только холодное), тундра, озера, речушки и болота, шарки - глубокие порезы на суше вблизи моря, полученные в результате быстрого течения воды от приливов и отливов; каменные сопки полуострова на мысе Канин Нос; собственно сами приливы и отливы, способные утопить человека, вдруг оказавшегося не в то время и не в том месте; оленеводческие бригады с десятками тысяч оленей; спирт в местном магазине по 12.70 руб. за пол-литра(горлышко у бутылок залито сургучом); в стельку пьяные представители коренного народа (им это разрешается в силу тяжелых жизненных условий), ну и остальные представители других, населяющих эти места народов, тоже часто бывают нетрезвые и… гуси, гуси, гуси. Гуси повсюду – серый, гуменник, клокот, канадская казарка, черный . Самые ценные – краснолапые. А подготовка местного населения к охоте на гуся – это песня!!! Полгода готовятся к весенней, полгода - к осенней. Все ждут, когда председатель местной заготконторы привезет из Архангельска охотничьи припасы - порох, дробь, пыжи, контейнеры, капсюли и др. охотничью мишуру. Каждый охотник подготавливает к охоте не менее тысячи патронов и, как только наступает предыдущий до начала охоты день, в поселковом клубе собираются все, кто не равнодушен к этому событию……… Главный вопрос на повестке дня: «Время Ч» - это значит не один человек, гражданский или военный, не могут покинуть территории мест проживания до назначенного времени. Почему? Да потому, что гуси тянутся по одним и тем же маршрутам и на этих маршрутах врассыпную по тундре установлены охотничьи избушки. Хотя какие там избушки – перекосившиеся сарайчики для укрытия от дождя или снега, но их на всех не хватит…. Так, о чём это я? Ах, да – о службе! И вот в этом водовороте жизни у колоритного южного побережья Северного Ледовитого океана, только мы проводили съемочную группу, как «бац»… - шифрограмма из штаба, где сообщается о проходе по участку отряда (в том числе и по участку нашей заставы) - горловине Белого моря с выходом в территориальные воды Баренцева моря экспедиции морских путешественников при поддержке географического общества СССР и журнала «Вокруг Света». Надо сказать, что в это время этим самым географическим обществом руководил знаменитый на весь мир доктор и путешественник Юрий Сенкевич. Он же вёл всеми любимую программу на центральном телевидении, называлась она «Клуб кинопутешественников». Пожалуй, самым заметным, на мой взгляд, в его биографии было путешествие на плоту из папируса через Атлантический океан в команде из 7 человек во главе с норвежцем Туром Хейердалом. Нам приказано проконтролировать, мы и контролируем. Так сказать, пока отслеживаем обстановку. Присматриваемся и прислушиваемся к новостям, а их – шквал. Все центральные газеты и телевидение только и говорят о готовящейся экспедиции на коче, сделанном по чертежам и останкам древних парусников, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о прохождении древних поморов из Архангельска по северному морскому пути в устье реки Оби - к самому первому заполярному городу Мангазее, на севере Сибири. Возможно дальше они ходили по реке Обь и в Новосибирск. Вот сообщается, что коч «Помор» вышел из Петрозаводска. Вот он уже в Архангельске у причала на набережной. Члены команды на перебой не перестают давать интервью, а команду подобрали под их статус – все или чемпионы, или знаменитости в какой-то сфере деятельности (спелеологии, альпинизма, океанологии и пр.). Я не просто выше упомянул о романтиках. Я ж и говорю - вот они сливки нашей великой страны, они уж точно очередной раз смогут и докажут, что выполнят поставленные перед ними задачи и добьются поставленной цели, любой ценой…. . В команде из 11 человек – две женщины… Боже, моряки говорят, что женщина на корабле – к беде. А тут их две…, правда одной из них всего 17 лет. Она дочь своей мамы, члена союза журналистов, которой не терпится попасть в историю путешествий и написать об этой экспедиции от первого лица. Мама здесь!!! Тамара Фёдоровна милая, но волевая женщина и ее статьи об экспедиции все чаще и чаще мелькают в прессе. Как позже выяснится, самыми профессиональными и опытными моряками здесь были капитан судна Виктор Дмитриев и старпом – Сергей Железнов. Но события продолжат развиваться и, похоже, в детективном жанре. Экспедиция уже прошла Мезень! Технических средств для отслеживания прохода судна по участку у нас пока нет. Но мы же пограничники! Узнаю о появлении оного, естественно, только от информаторов. Коч зашел в устье р. Кия, что в 35 км от заставы. На противоположном берегу этой реки находится рыболовецкий поселок с одноименным названием. Мне сообщают, что… на корабле бунт. Да-а!!! Как в старые добрые времена! Интересно, и кто же там главный пират? Не Черная ли Борода ? Узнаю, что, команда выкрала все судовые документы у капитана и угрожает …. выкинуть за борт. Зачинщица, по слухам, конечно, Тамара Федоровна, кто ж ещё…? О, - это новоявленная Мадам Ши!!! Но та могла за отлучку с корабля отрезать ухо, а эта угрожает утопить… Возможно амбициозная и честолюбивая женщина, как, впрочем, и вся взбунтовавшаяся команда - не может признать провал экспедиции? А он неизбежен. Местные жители – поморы, знающие эти места не понаслышке, предупредили Виктора Дмитриева – капитана коча «Помор», который сам и участвовал в строительстве этого корабл,я что середина июля для дальнейшего хода до мыса Канин Нос смертельно опасна и для людей, и для самого судна. Примерно 80 миль необходимо было пройти под парусом и на веслах, чтобы обогнуть скалу, а по ходу не было мест для укрытия от штормов, бушующих в этих местах и в это время, способных в щепки разбить кораблик. Да…, как быть и что мне с этим делать? Это мой участок и мне необходимо урегулировать ситуацию, а как? Я далек от хоть каких - либо познаний в судоходстве, морских правил и уставов, прав и обязанностей капитанов и членов команд судов. Так…!… Срочно на борт стоящего на рейде теплохода! Ну того, что доставил уголь в эту навигацию для поселка. Только консультация с опытным капитаном мне может помочь в этом деле. С командиром ДНД и на его «казанке» причаливаем к борту теплохода, поднимаемся по трапу и оказываемся в каюте у капитана. Через пару часов я уже знал, кто самый главный на любом плав средстве, даже на консервной банке, если там есть экипаж более одного человека. Корабельный устав – это вам не хухры-мухры! Доложил в штаб о ЧП. На гусеничном транспортере тревожная группа - выдвигаемся к устью реки Кия, там, где покачивается на волнах «Помор». Здесь я главный! Здесь я - Власть! И я далек от хороших манер. Спасти репутацию капитана и преподнести урок пиратам – вот моя первоочередная задача и я её выполню! На берегу нас уже ждет моторная лодка, а через 5 минут мы с прапорщиком – связистом поднимаемся по трапу (верёвочной лестнице - плетенке) на всеми узнаваемый, и просто сказочный - коч «Помор». Парусник был около 12 метров в длину. В носовой части находился камбуз (столовая) и кубрик на 10 спальных мест. Наверное, тут же, в общем кубрике, спали и дамочки. В центре – грузовой трюм, а дальше, в корме, находилась каюта капитана. Там должны были храниться все судовые документы и запасы продовольствия. Две мачты «Помора» напоминали такой же корабль из повести А. Грина «Алые паруса». Грот-мачта была около 25 метров, а передняя, что пониже - метров 8. Три пары длинных вёсел располагались по обеим бортам. Вёсла – жизненно необходимая комплектация парусных судов. В носовой части была установлена деревянная лебедка для спуска и подъема якоря. Историки говорят, что поморы применяли её для организации волока, при передвижении по суше. Они зацепляли якорь за камни и протаскивали судно, подложив под него бревна-катки. Но…, всё это лирика, а проза жизни вот она – нас восторженно встречают все члены команды, протягивают руки, приветливо улыбаясь, приглашают в свой кубрик. Здесь, между спальными местами, стоит огромный (мне так показалось) дубовый стол и вот за этот стол я по-барски усаживаюсь. Не забыли? Я ж – ВЛАСТЬ! Где же пираты? Я не вижу здесь ни одной рожи, с детства представляющихся мне пиратами. Где черные повязки на головах? Где деревянные протезы на ногах и грубые шрамы, полученные в боях на лицах? Вокруг стола меня окружают милые лица моих героев-соотечественников, в своей жизни уже многое повидавших и достигших. Волнуясь, я представляюсь и как можно деликатней информирую всех присутствующих о том, что, все они находятся в пограничной зоне и зоне ответственности моей пограничной заставы. Мне, как представителю пограничных войск СССР необходимо проверить документы, дающие право на пребывание в этих местах и передвижении в территориальных водах Союза. - Прошу принести и положить на стол навигационные документы, извещение мореплавателям, все свои паспорта, судовую роль, разрешение Главного Управления ПВ на проход судна в данной зоне и др. документы, подтверждающие принадлежность и техническое состояние данного плавательного средства, - уже более требовательно предлагаю я. Короткая заминка. Все стоящие и сидящие за столом молча переглянулись. - Саша (не помню настоящего имени), доставай, - обратилась Тамара Фёдоровна к одному из членов команды, - Доставай всё, что у нас есть… Саша порылся в дальнем углу кубрика и выложил на стол кипу бумаг. - Вот, - показывая на этот ворох ,- Это все, - проворчал он. Остальные дружно стали выкладывать свои паспорта. - Хочу сразу всех предупредить, - еще раз обратился к команде я, - Здесь с вами находится капитан и после проверки необходимых документов, всю документацию я возвращаю ему. Возражения есть? Конечно возражений не было – все понимали, что поступили вразрез мыслимых и немыслимых правил на воде. После просмотра паспортов и сверки их с судовой ролью, а также проведения всех надлежащих в таких случаях формальностей, документы, изъятые у взбунтовавшейся команды были переданы единственному командиру и главному судье, которому должны подчиняться беспрекословно все члены команды – капитану Дмитриеву и который несет единоличную ответственность за всех. Сославшись на рекомендации местных жителей, и невозможность продолжения экспедиции, а также непримиримые разногласия команды с капитаном и его помощником, предложил посильную помощь в доставке и сопровождении их на пароход, возвращающийся из Дудинки в Архангельск. На этом и порешили… Возвращались на заставу с Дмитриевым – попросился в поселок для отправки сообщения для географического общества и конкретно – для Ю. Сенкевича. Текст телеграммы уже не помню, но составляли вместе. Главный упор сделали на невозможность продолжения экспедиции в связи со сложными погодными условиями. Капитан просил подтверждения на возвращение в Петрозаводск попутным ветром под парусами и на веслах силами двух человек – его и, старшего помощника Железнова, друга и единомышленника по экспедиции. Вскоре пришёл подтверждающий ответ. Про наши похождения, отправленную Ю. Сенкевичу телеграмму и полученный от него ответ штаб был в курсе. Тот прапорщик, с которым мы поднимались на борт коча, был связистом из штаба отряда. Да и я просто обязан был об этом докладывать. Через несколько дней, после того, как прибывшая из пос. Кия команда расположилась на теплоходе для отбытия в Архангельск, а там, дальше, и по своим адресам, я получил благодарность от Тамары Федоровны и всей команды за приложенные дипломатические усилия и такт при разрешении этой ситуации. Бонусом для меня стал эксклюзивный журнал «Вокруг света» с автографами всех членов команды (кроме Дмитриева и Железнова). Те были уже на пути в Мезень. Было приятно!!! А через пару лет, будучи в Архангельске в командировке, на Набережной р.Северная Двина я увидел знакомый силуэт «Помора». Обрадовавшись, поднялся по мостику на палубу, там было очень много зевак. Я поздоровался с капитаном, но он, похоже, меня не узнал, хотя я и был в форме. А может не захотел узнавать? Что ж, бывает. Фотографии у меня до сих пор хранятся – это же история! А вот журнал не сохранился. Куда-то сдуло северными ветрами, а жаль… И все- же, и все-же! Я давно сделал вывод - суровый климат и нелегкие условия для жизни на севере у человека отогревают душу. Человек понимает, что благо цивилизации – это не главное в жизни. Главное в чем-то другом, что мы пока не способны понять. Вы не задумывались над тем, что если хлеб поместить в холодильник или в морозильник, то он никогда не почерствеет? Вот, так и с человеческой душой! Подсекаете!? Об особом величии и широте души северян можно рассказывать бесконечно и, множество историй у нас еще впереди… Иван Дмитриевич добавил(а) 23.02.2020 в 14:40 Скопировал текст и вставил. Так пойдет? Последний раз редактировалось Иван Дмитриевич; 23.02.2020 в 14:40. Причина: Добавлено сообщение |
#4
|
Re: На южном побережье СЛО
__________________
"...Яд, мудрецом тебе предложенный- прими... из рук же дурака, не принимай бальзама" О. Хайям |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | ||||
"На южном рубеже"
Автор ISmail
Раздел Книги о Пограничных войсках.
Ответов 9
Последнее сообщение 12.04.2015 01:24
|
||||
"На Южном рубеже"
Автор Spider
Раздел Книги о Пограничных войсках.
Ответов 1
Последнее сообщение 22.05.2011 07:23
|
||||
Черноморское побережье Краснодарского края
Автор Vladim
Раздел Пограничный киоск
Ответов 9
Последнее сообщение 04.09.2009 23:24
|
||||
Рыбалка на Южном Буге
Автор Чудновский Игорь
Раздел Рыболов-охотник
Ответов 7
Последнее сообщение 19.08.2009 09:12
|
|