|
#1
|
||||
|
||||
Заамурский округ ОКПС.
Заамурский округ ОКПС.
(Информация предназначена в помощь в оформлении музеев, стендов, тематических плакатов по истории службы и быта пограничной стражи). |
|
|||
|
#2
|
||||
|
||||
Re: Заамурский округ ОКПС.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОХРАННОЙ СТРАЖИ В ОСОБЫЙ ЗАМУРСКИЙ ОКРУГ ОКПС.
001. Охранная стража Китайской Восточной железной дороги. В 1896 г. был подписан российско-китайский договор о сооружении на территории китайской Маньчжурии российской КВЖД от Читы до Владивостока. Проведение строительных работ и последующая эксплуатация линии КВЖД вызвало необходимость создания мощной военизированной охраны как для самого пути и сооружений, так и для служебного и технического персонала. Юридически договор на постройку дороги исключал возможность ввода в Маньчжурию русских регулярных войск, поэтому 10 мая 1897 г. на заседании Правления Общества КВЖД было принято решение: «Учредить для КВЖД особую Охранную стражу, укомплектовать ее вольнонаемными чинами запаса армии (Протокол правления КВЖД № 82). 16 августа 1897 г. было официально начато строительство железнодорожной магистрали. Формирование Охранной стражи было поручено командиру 4-й Закаспийской стрелковой бригады, полковнику А.А. Гернгроссу с назначением его главным начальником этой стражи. Предложения по ее устройству были разработаны Министерством финансов и согласованы с военным министром |
#3
|
||||
|
||||
Re: Заамурский округ ОКПС.
002. Сотни Охранной стражи в службе и в повседневной жизни первоначально руководствовались соответствующими воинскими уставами.
Начальник стражи был приравнен в правах к командиру бригады ОКПС, командиры сотен – к командирам отделов, их помощники – к командирам отрядов, урядники – к вахмистрам. Состав сотни: – командир – 1. – младших офицеров – 2. – вахмистров – 1. – урядников 12. – трубачей – 2. – казаков – 120. – ветеринарный фельдшер – 1. Рядовой стражник был вооружен винтовкой и шашкой драгунского образца, офицеры, вахмистры и фельдшера – револьверами. Стража комплектовалась офицерами на добровольных началах из армейских, казачьих и пограничных частей, которые «временно как бы вышли в отставку». Офицеры, переводившиеся в Охранную стражу, сохраняли права действительной государственной службы, причем они продолжали состоять в списках своих частей, несмотря на зачисление в запас, и имели право вернуться в свои части, даже сверх вакансии. К выслуге пенсии служба им засчитывалась два дня за три. Ставки содержания в Охранной страже устанавливались более высокие, чем в армии. |
#4
|
||||
|
||||
Re: Заамурский округ ОКПС.
003. Для охранной стражи КВЖД была введена особая форма. Стражники носили черные тужурки и синие шаровары кавалерийского покроя с желтым кантом. Желтые петлицы, пуговицы и кокарды на головных уборах имели изображение дракона. Папаха полагалась черная с желтым верхом, а фуражка имела черный околыш и желтую тулью.
На воротниках офицерской формы петлицы были черного цвета с желтым кантом и пуговицей, ниже последней – арматура: скрещенные шашка с винтовкой. Погон на форме не было. У офицеров их заменяли наплечные позолоченные жгуты. |
#5
|
||||
|
||||
Re: Заамурский округ ОКПС.
004. У вахмистров и урядников, погоны армейского или казачьего образца, на рукавах – галуны желтого цвета углом вверх.
|
#6
|
||||
|
||||
Re: Заамурский округ ОКПС.
005. Первоначально было сформировано пять конных сотен общей численностью 711 чел.:
– из Терского казачьего войска 1. – из Кубанского войска – 2. – из Оренбургского войска – 1. – смешанного состава из оренбургцев и запасных чинов Закаспийских стрелковых батальонов – 1. 26 декабря 1897 г. сформированные подразделения прибыли во Владивосток на пароходе Добровольного флота «Воронеж». 12 января 1898 г. первые сотни стражи прибыли в г. Нингуту. Исходя из протяженности линии строительства железной дороги выяснилось, что данного состава Охранной стражи недостаточно, и в связи с чем было принято решение довести ее состав до 2 тыс. чел. В октябре 1897 г. приступили к формированию новых 10 сотен численностью 1390 чел. Состав новых сотен Охранной стражи: – терская сотня – 1. – кубанские сотни – 2. – донские сотни – 3. – оренбургские сотни – 3. – уральская сотня – 1. 17 мая 1898 г. эти сотни на французском пароходе «Les Alpes» прибыли во Владивосток. |
#7
|
||||
|
||||
Re: Заамурский округ ОКПС.
006. В задачи стражи входила охрана русских людей, работающих на постройке дороги, складов продовольствия и различных материальных запасов в полосе отчуждения лини железной дороги протяженностью в 2500 верст.
В 1898 г. полторы сотни стражи несли службу матросов на пароходах Общества КВЖД, а две сотни находились на охране лесных заготовок в окрестности г. Гирина. По мере развития строительных работ в полосе отчуждения КВЖД продолжалось усиление Охранной стражи. |
#8
|
||||
|
||||
Re: Заамурский округ ОКПС.
007. 22 октября 1898 г. указом Императора было принято решение увеличить численный состав Охранной страж до 5 тыс. чел. для чего из чинов Приамурского военного округа была сформирована рота в 250 чел. В декабре этого же года она прибыла походным порядком из Никольска-Уссурийского в Харбин.
Назначение этой роты, как и семи других, которые предполагалось сформировать, было двояким – не только как боевой, но и как рабочей силы. Они должны были выполнять различные работы, как по устройству железной дороги, так и по устройству телеграфа. В качестве поощрения стражникам разрешалось выдавать до 25 коп. за рабочий день. Однако фактор двойного подчинения военному и гражданскому начальству и зависимость чинов стражи от служащих дороги порождала взаимные упреки, в связи, с чем было принято решение пешие части к строительным работам больше не привлекать. В 1899 г. в Маньчжурию прибыло еще три эшелона Охранной стражи, что увеличило ее состав на семь рот и четыре сотни. |
#9
|
||||
|
||||
Re: Заамурский округ ОКПС.
008. Распределение стражников по постам вдоль линии КВЖД обуславливалось ходом работ. Сотни обыкновенно занимали участки, протяженностью до 120 верст, роты до 360 верст. Сотни и роты составляли смешанные посты и несли охранную, разведывательную и почтовую службу, сопровождали служащих дороги и обозы.
Кроме того, они занимали участок по р. Сунгари от Харбина до Хабаровска для охраны пароходного сообщения. |
#10
|
||||
|
||||
Re: Заамурский округ ОКПС.
009. Первые годы службы для Охранной стражи прошли под знаком борьбы с хунхузами, нападения которых на железнодорожников начались еще летом 1898 г.
Служба сотен Охранной стражи заключалась в непрерывном патрулировании линии железной дороги от поста до поста и охрана производимых работ. У постов сооружались вышки для наблюдения и «вехи», представлявшие собой высокие столбы, обмотанный соломой. Во время тревоги или нападения солому поджигали, что служило сигналом для соседних постов. Для своевременного выявления шаек хунхузов осуществлялась разведывательная служба, которая велась конными сотнями. Ближняя разведка проводилась на 25 верст по обе стороны железной дороги в сфере непосредственной охраны и дальняя в сфере влияния на расстояние в 75 верст в ту или иную сторону от дороги. В местах расположения постов Охранной стражи ее чинам вменялись обязанности жандармской службы и земской полиции. |
Метки |
окпс |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | ||||
КСАПО - округ ( управление )
Автор Рудой Александр
Раздел Бахарденский Пограничный Отряд
Ответов 22
Последнее сообщение 29.04.2023 20:38
|
||||
Киргизский Пограничный округ
Автор aleksandr 196101
Раздел КВПО
Ответов 6
Последнее сообщение 29.03.2023 18:17
|
||||
Казахский Пограничный Округ
Автор aleksandr 196101
Раздел КВПО
Ответов 2
Последнее сообщение 12.06.2022 17:59
|
||||
Пограничный округ зк1975-76г
Автор Владимир (дозор)65
Раздел Поиск однокурсников пограничников (Общий)
Ответов 1
Последнее сообщение 04.12.2021 16:25
|
||||
5-й Округ ОКПС
Автор ВЛАДМАЛ
Раздел Структура ОКПС
Ответов 8
Последнее сообщение 18.02.2012 15:22
|
|