|
#1
|
||||
|
||||
Пограничные войска в изобразительном искустве
ПОГРАНИЧНЫЕ ВЙСКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (живопись, графика, скульптура). Тема «Художники пограничникам» очень интересна. Но, правильней было бы ее назвать «Пограничные войска в изобразительном искусстве». Отдельными разделами в теме могли бы стать: – живопись; – графика; – агитационные открытки, плакаты; – скульптура; – статуэтки из фарфора, гипса; – искусство на почтовых открытках; – киноискусство (открытки на пограничную тему, афиши и.т.п.) – фотоискусство; – декоративно-прикладное искусство; – произведения искусства, авторство которых не установлено (например: картины – у которых имя автора и название полотна не известны, аналогично, в графике, в скульптуре и т.п.). И другие разделы. Возможен и такой вариант: 1. Художники и их картины о границе и пограничниках. 2. «Пограничные войска в изобразительном искусстве» (живопись, графика, скульптура) 1918 – 1941. 3. «Пограничные войска в изобразительном искусстве» (живопись, графика, скульптура) 1941 – 1945. 4. «Пограничные войска в изобразительном искусстве» (живопись, графика, скульптура) 1945 – 1991. 5. «Пограничные войска в изобразительном искусстве» (живопись, графика, скульптура) 1991…. При этом учитывать не год написания картины, а именно сюжет, относящийся к тому или иному периоду. Так как многие полотна связанные с гражданской, финской и ВОВ – были написаны гораздо позже самих событий. Такое размещение материалов позволило бы создать последовательною художественную иллюстрацию исторических событий. 6. Произведения искусства, авторство которых не установлено (например: картины – у которых имя автора и название полотна не известны, аналогично, в графике, в скульптуре и т.п.) 7. Картины о пограничниках художников из социалистических стран (такие картины есть). 8. И т.п. Я уверен, что тема «Изобразительное искусство пограничных войск» достойна отдельного раздела, но это дело создателей и модераторов сайта. «Вернисаж» – слово не обидное, все же больше похоже на барахолку, где все свалено в кучу. Искусство дело благородное и относится к нему, следует ответственно. |
|
|||
|
#2
|
||||
|
||||
Re: ПОГРАНИЧНЫЕ ВЙСКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Предлагаю для просмотра найденные мной в различных источниках (книгах, журналах, альбомах и интернете) произведения русских и советских художников посвященные пограничной службе и быту пограничников (на репродукциях, скопированных с открыток из моей коллекции сделана отметка – почтовая открытка).
Некоторые произведения изобразительного искусства уже выставлялись на форуме, но без упоминания автора и названия сюжета, так, что будут повторы. К сожалению никогда не существовало каталога изобразительного искусства посвященного служебно-боевой деятельности и повседневному быту пограничников. Хочется верить, что и этим кто-то займется. В современной истории самым плодотворным и насыщенным в области изобразительного искусства посвященного пограничной службе, несомненно, был Советский период. Ни до 1917 г., ни после 1991 г. не было такого количества произведений живописи, графики, скульптуры, киноискусства, литературы посвященных этой теме. Одним словом была ИДЕОЛОГИЯ. Но и в Советское время не было ни одного альбома по «Изобразительному искусству пограничных войск» изданного на государственном уровне, не считая двух известных мне ведомственных альбомов: – Альбом: «Живопись, графика, скульптура». Изд. политического управления войск МВД СССР. Подготовленного к печати музеем войск МВД СССР. Москва в 1953 г. – Альбом: «Выставка самодеятельного изобразительного искусства советских пограничников». Изд. политуправления ПВ КГБ при СМ СССР. Москва – 1962 г. Плюс к этому несколько наборов почтовых открыток и комплект репродукций: – «На охране рубежей нашей Родины» - 1956 г. – «Советские пограничники» - 1965 г. – «Защитники родных рубежей» - 1965 г. и набор репродукций: – «Пограничники» - 1976 г. – «Пограничники» – 1973 г. – «Защитники советских границ» – 1978 г. – Центральный музей пограничных войск СССР. Выпуск I и II. 1982 г. И так: «Художники и их картины о границе и пограничниках». Последний раз редактировалось ВЛАДМАЛ; 28.12.2018 в 23:55. |
#3
|
||||
|
||||
Re: ПОГРАНИЧНЫЕ ВЙСКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
АВИЛОВ Михаил Иванович (6.(18).09.1882, С.-Петербург – 14.04.1954, Ленинград). Русский и со-ветский живописец и педагог. Жанр – сюжетное историческое искусство. Учился в Рисовальной школе Об-щества поощрения художеств (1893), затем в студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903). Студент Импера-торской Академии художеств (мастерская Ф.А. Рубо – 1904), затем у Н.С. Самокиша (с 1910 ). Окончил Высшее художественное училище (1913). Присвоено звания художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913). Участник 1-й мировой войны его фронтовые зарисовки публиковались в Петро-градских журналах «Нива» и «Солнце России». На преподавательской работе в Рисовальной школе «Обще-ства поощрения художеств» и в Академии художеств (1921). Член Ассоциации художников революционной России (1923). Преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1922 – 1930). В этот период некоторые его работ были посвящены службе советской пограничной охраны «Задержание кон-трабанды», «В секрете», «По следу», «Поимка диверсанта». Работал в блокадном Ленинграде (1941, по де-кабрь). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии первой степени за кар-тину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» написанной в 1943 г. (1946). Действительный член АХ СССР (1947). Руководитель мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Народный художник РСФСР (1953). Преподаватель в Институте живописи, скульптуры и архитек-туры им. И. Е. Репина в Ленинграде (до самой смерти). Работал главным образом в батальном жанре, мастер исторических полотен. В основном творчество посвящено знаменательным российским событиям и време-нам гражданской войны, участник создания панорамы «Штурм Перекопа». Работал также в книжной графи-ке, автор многих плакатов времен 1920-х гг. Его работы находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Пермской картинной галерее, в Днепропетровском художественном музее и историческом музее им. Д.И. Яворницкого, Николаевском художественном музее им В. В. Верещагина, в общественных и частных соб-раниях. Могила Авилова в Некрополе мастеров искусств в С.-Петербурге на Тихвинском кладбище. Награ-жден орденом Трудового Красного Знамени (1941), медалью За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
|
#4
|
||||
|
||||
Re: ПОГРАНИЧНЫЕ ВЙСКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
АЛЕКСЕЕВ Адольф Евгеньевич (1934, Ленинград – 2000). Окончил Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (МГАХИ) (1953 – 1959). Известный русский художник-шестидесятник, член студии военных художников им. М. Грекова. Специализировался на темати-ческих картинах. Живописец, скульптор, художник-график. Участвовал в выставках с 1957. Награжден зо-лотой медалью им М. Грекова за участие в восстановлении панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» (1968). Провел большое количество персональных выставок в студии военных художников им. М. Грекова (1964), в Центральном доме Советской армии (1974), в залах Московской Госдумы (1998) и др. Заслуженный худож-ник России (1976). Целый ряд его работ был посвящен пограничной службе: «Солдат» (1965), «Погранични-ки» (1966), «Пограничные будни», «На стрельбах» (1966), «Вертолет на заставе» (1966), «Вертолетная пло-щадка» (1966), три работы «Дежурный» (1966), «Любители шахмат» (1960-е). Жил и работал в Москве.
|
#5
|
||||
|
||||
Re: ПОГРАНИЧНЫЕ ВЙСКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
АНАНЬЕВ Михаил Ананьевич (1925, Москва – 2011). Московский художник, живописец. Окончил Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина (1943). Участник Великой Отечественной войны. В системе высшего педагогического отдела того же училища (1950 – 1955). Окончил Высшее педагогическое отделение при училище (1955). Участвовал в выставках (с 1955). Работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова (с 1955). Член Союза художников СССР (1965). Заслуженный художник Российской федерации (1995). В соавторстве с художником В.П. Фельдманом (1924 – 1961) написал картину «Тревога на пограничной заставе в Заполярье». Народный художник Российской федерации. Жил и работал в Москве. Награждён: орденом «Знак Почёта», медалями: «За победу над Японией», «30 лет Советской Армии и Флота», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «50 лет Вооруженных Сил СССР».
ФЕЛЬДМАН Владимир Петрович (1924, Москва – 1961, Москва). Московский художник. Живописец, пейзажист, жанрист. Учился в Московском художественном училище им. М.И. Калинина, затем в аспирантуре училища (до 1955). Постоянный участник городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок (с 1955). Член студии военных художников им. М.Б. Грекова (1955 – 1961). В соавторстве с художником М.А. Ананьевым (Род. 1925) написана картина «Тревога на пограничной заставе в Заполярье». Работы художника находятся в ряде московских музеев и в частных коллекциях в России и за рубежом. |
#6
|
||||
|
||||
Re: ПОГРАНИЧНЫЕ ВЙСКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
АНТОНОВ Федор Васильевич (5.04.(8.04.)1904, Тамбов – 1994, Москва). Русский и советский живописец, график, художник по тканям. Член Объединение молодежи Ассоциации художников революционной России. Учился в Высшем художественно-техническом училище в Москве (1927 – 1932). Неоднократно отправлялся в творческие командировки в Среднюю Азию, на Кавказ и в Крым (1920-е – 1930-е). Автор пейзажей, портретов, тематических композиций посвященных советской молодежи. Пограничной службе посвящена картина «В дозор». Его персональные выставки проходили в Москве (1934, 1954, 1964). Преподавал в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1948 – 1952), затем в Московском текстильном институте (с 1953). Педагог, профессор (с 1957). Заслуженный художник РСФСР (1966), Народный художник РСФСР (1975). Жил и творил в Москве. Его произведения Ф. Антонова хранятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Пермской государственной художественной галерее, Луганском областном художественном музее, многочисленных частных коллекциях.
|
#7
|
||||
|
||||
Re: ПОГРАНИЧНЫЕ ВЙСКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
АРАСЛАНОВ Ильяс Салихзянович (1948, Петропавловск-Камчатский – 1978). Московский художник. После окончания средней школы учился в Уфимском училище искусств на живописно-педагогическом отделении. Служил в рядах Советской армии (1969 – 1971). Окончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Известна работа посвященная пограничникам «На дальнем рубеже» (1977). Работал в Студии художников им. В.В. Верещагина (с 1977). Член Союза художников СССР (1983). Заслуженный художник России (1995). Четырежды был в командировках в горячих точках Чеченской республики (2000 – 2008). По материалам поездок в горячие точки был создан ряд картин на военные темы. Жил и работал в Одинцово (Московской. обл.). Награжден Орденом дружбы народов.
|
#8
|
||||
|
||||
Re: ПОГРАНИЧНЫЕ ВЙСКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
АРДИМАСОВ Олег Иванович (24.07.1937, Хабаровск). Окончил Иркутское художественное училище, им. В.И. Сурикова (1953). Заслуженный деятель искусств, народный художник РФ, профессор. Профессор МГХИ им. В.И. Сурикова. Учился в Московском Государственном Художественном Институте им В.И. Сурикова на факультете графики (В 1958 – 1964). Член Союза Художников СССР (1970). Персональная выставка в Москве (1985). Картины также хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Тульском художественном музее, Читинском художественном музее, Кемеровской областной картинной галерее. Одна из его картин «В наряде» (1977), из серии «Пограничная застава» – посвящена пограничникам.
|
#9
|
||||
|
||||
Re: ПОГРАНИЧНЫЕ ВЙСКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
АРИСТОВ Леонид Варсанофьевич (12.04.1919, дер. Карпуниха, Нижегородская губ. – 25.03.2009, Москва). Советский режиссёр и художник мультипликационных фильмов. Рос в Ростове-на-Дону. Поступил на художественный факультет ВГИКа, проучился короткое время и был призван в Красную армию (1939). Не дослужив до демобилизации, стал участником Великой Отечественной войны – попал в отдельный саперный батальон. Окончил институт (1951). Первоначально работал художником – постановщиком, а затем и режиссёром на «Союзмультфильме» (1951 – 1971). Как художник работал для Московского издательства «Изобразительное искусство» и «Советский художник», которые выпустили несколько выпусков серии открыток с выполненными им рисунками: «Друзья человека» 1972 (в т.ч. «Восточноевропейская овчарка, пограничник «В секрете»), «Птицы» 1968 год, «Стрекозы» 1987 год, «Бабочки» (всего 7 выпусков с 1971 по 1983). Работал режиссёром студии «Мульттелефильм» творческого объединения «Экран» (1971 – 1979).
Бабков Сергей Федорович (28.12.1920 – 6.10.1993).– 1. Весна на пограничной заставе (1962). |
#10
|
||||
|
||||
Re: ПОГРАНИЧНЫЕ ВЙСКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
БАБКОВ Сергей Фёдорович (28.12.1920, Златоуст, на Урале – 6.10.1993, С.-Петербург). Советский живописец и график, член Ленинградского Союза художников. Жанр портрет, пейзаж, жанровая картина. Окончил Ленинградскую среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств (1941). После начала Великой Отечественной войны был мобилизован и направлен в Ленинградское артиллерийское училище. По его окончании воевал на Брянском и Центральном фронтах, участвовал в боях на Курской дуге, во взятии Берлина. Имел ранения. Войну окончил в звании старшего лейтенанта. После демобилизации поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, который окончил по мастерской Рудольфа Френца с присвоением квалификации художника живописи (1952). Писал жанровые и батальные картины, портреты, пейзажи. Член Ленинградского Союза художников (1952). Художник Студии имени Грекова в ленинградской группе маринистов (1954 – 1963). Среди наиболее известных произведений картины «Нахимов на Корниловском бастионе» (1953), «В час досуга» (1955), «Кронштадтское восстание в 1906 году» (1956), «Весна на пограничной заставе» (1963), «Враг не прошёл» (1964), «Черноморский десант», «Защитники острова Сухо», «Война народная», «Наступление», «Партизаны 1943 года» и ряд других работ. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Италии, Великобритании, Франции и других странах. Награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
|
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | ||||
Пограничные войска на западном направлении
Автор ПП Алый
Раздел Книги о Пограничных войсках.
Ответов 21
Последнее сообщение 09.11.2021 15:48
|
||||
Пограничные войска. Отдельный род войск или ...
Автор ЗАВИДОВец
Раздел ПОГРАНИЧНАЯ СТРАЖА и ОКПС
Ответов 0
Последнее сообщение 18.11.2020 09:31
|
||||
Вырождаются ли Пограничные войска ?
Автор КЛЕМЯТИЧ
Раздел Особенности пограничной службы
Ответов 148
Последнее сообщение 08.10.2019 20:02
|
||||
Депортации и Пограничные войска
Автор Забава Александр
Раздел Боевые страницы истории Пограничных Войск.
Ответов 1
Последнее сообщение 19.02.2014 20:24
|
||||
Почему пограничные войска ?
Автор Volod'ka
Раздел "Не зная, что сказать, пограничник молчать не станет"
Ответов 33
Последнее сообщение 09.12.2013 11:44
|
|