|
|
Рассказы пограничников Ваши рассказы о службе и не только. |
|
|
Опции темы |
#1
|
|||
|
|||
Путешествие из Алма-Аты в Орел и обратно
Решил поделиться своими воспоминаниями о небольшом периоде моей службы. Сразу предупреждаю, что никаких подвигов и приключений не будет. Одна сплошная бытовуха. Поскольку текста получается довольно много, то публикую пронумерованными кусками.
1. Дело было в марте 88-го года. К этому времени мы, бойцы призыва весна-87, комендантского взвода Чунджинского отряда, успели закончить учебку, попасть во взвод и с октября добросовестно несли караульную службу сутки через двое. Успели полсотни раз сходить в караул и считали себя уже матерыми караульными волками. Дальнейшая жизнь на следующие 13-15 месяцев была понятна и разнообразия не обещала. Из ближайших развлечений был только приказ дедушек, которых у нас во взводе было двое. Они ходили поочередно в наряд по КПП и жить особо не мешали. Еще одно событие, которое должно было скрасить будни, - это намечавшийся приезд тогдашних союзников – пограничников из ГДР. В связи с этим предполагались какие-нибудь показательные маневры. Но однажды командир взвода приказал мне и еще двум моим коллегам явиться в штаб. Там нас огорошили новостью, что нам троим выпала великая честь – отправиться в командировку в составе выездного караула. Весь состав – это мы трое и начальник караула. Наша задача – приехать в Орел, проникнуть на какой-то полувоенный завод и доставить с него в Алма-Ату три ЗИЛа, загруженных на железнодорожные платформы. Мы должны были сопровождать их в товарном вагоне. Поскольку техника не боевая (ЗИЛы, оборудованные под передвижные механические мастерские), то автоматов нам на это мероприятие решили не давать. Из оружия только штык-ножи у бойцов и пистолет у начкара. Начальником караула назначили молодого прапорщика. Он только что закончил школу прапоров и прибыл в отряд служить в ОРТМ. И его чуть ли не в первый же день в эту командировку заслали. Видимо, чтобы у него было минимум проблем с личным составом, и дали ему трех студентов одного, еще не оборзевшего, призыва. Предполагалось, что командировка продлится 15-20 дней. Соответственно везти с собой мы должны были сухпай на 10 дней и суточные деньгами тоже на 10 дней. Суточные, насколько помню, были 1р. 30коп. Вернулись мы в казарму и стали готовиться. Поскольку у прапорщика опыт караульной службы был нулевой, то решили, что организовывать службу придется самим. Первым делом взяли Устав гарнизонной и караульной службы. Прочитали все, что касается охраны поездов. Но там было только написано, что при остановках должен выставляться часовой на каждые 8-10 вагонов с каждой стороны. К нам это не подходило. Поэтому решили, что по ходу дела разберемся. Взяли в каптерке несколько вещмешков. Один набили запасными кальсонами и портянками. Остальные взяли под сухпай. На следующий день перед отъездом сходили вчетвером на склад ПФС и получили причитающееся продовольствие. Получилось у нас 4 или 5 тяжеленных мешков, набитых консервами (завтрак туриста, несколько видов каш с мясом). Причиталось нам так же какое-то огромное количество буханок хлеба. Но нам вида консервных мешков хватило. Поэтому набили еще один мешок хлебом, что составило, наверное, от силы пятую часть от положенного по норме. Обещали отцы-командиры, что в Алма-Ату нас на вертолете доставят. Он как раз в наш отряд накануне прилетел. Очень мы радовались такому раскладу. Но что-то не срослось. Вертолет нам не достался. Привезли нас вместе со всей кучей мешков на дежурной «шишиге» к чунджинскому автовокзалу, и дальше мы двинулись обычным рейсовым автобусом. Деталей езды на автобусе уже не помню. Осталось только общее впечатление, что попали в сказку – гражданскую жизнь. В отряде у нас увольнительных не было. За территорию части попадали только когда на ПУЦ бегали, или, если повезет, то на жесткой скамье в кузове. Но это к «гражданке» не относится. А тут вокруг тебя обычные люди, сам сидишь в мягком кресле. За окном обычные дома, степь, горы. Все время казалось, что сейчас команда «Подъем» прозвучит и все исчезнет. Несколько часов так «тащились» от удовольствия, пока не добрались до Алма-Аты часов в 9 вечера. Там перед нами встала следующая задача – с автовокзала добраться до окружных складов, где надо было переночевать, а утром отправиться в штаб округа на инструктаж. Пришли мы (с трудом дотащив свои мешки) на троллейбусную остановку. Там куча алмаатинцев, также желающих загрузиться в троллейбус и разъехаться по домам. Подходит далеко не пустой троллейбус. Народ в него с остановки ломится. Мы стоим. Видим же, что и без нас там не все поместятся. Ждем следующего. На остановке ведь только мы остались. Следующий троллейбус точно наш будет. Пока ждем, опять начинает народ на остановку подтягиваться. Подходит троллейбус. Картина повторяется. Троллейбус уезжает, а мы остаемся. Опять народ начинает подходить. К нам приходит понимание, что с такой тактикой мы никогда не уедем. Бойцы, годом ранее прошедшие школу выживания в общественном транспорте Челябинска, Магнитогорска и Харькова, предлагают не церемониться, а при подходе следующего троллейбуса хватать все мешки и оккупировать заднюю площадку. Надо сказать, что голодный пограничник, вооруженный вещмешком с консервами, - это грозная сила. У аборигенов перед таким бойцом никаких шансов. Но прапорщик, в силу робости характера или врожденного гуманизма, отверг наш эффективный, но кровожадный план. Вместо этого он применил свой ХПП (хитрый план прапорщика) – поймал такси. Нас такой вариант полностью устроил. Мы охладили свой воинственный пыл и покорно полезли в «Волгу», с трудом разместив в багажнике и на коленях все мешки. После чего быстро, без приключений и впечатлений доехали до ворот воинской части. |
|
|||
|
#2
|
Re: Путешествие из Алма-Аты в Орел и обратно
Ознакомился с первой частью рассказа.
Интересные воспоминаниями. Подожду продолжение.
__________________
С уважением! Petrovich-svp Границы СССР священны и неприкосновенны! |
#3
|
||||
|
||||
Re: Путешествие из Алма-Аты в Орел и обратно
Хорошо, спасибо, ждём продолжения.
|
#4
|
|||
|
|||
Re: Путешествие из Алма-Аты в Орел и обратно
2.
На КПП встретил нас помощник дежурного по КПП. Прапорщик ему объяснил, кто мы такие и чего хотим. Боец позвонил куда-то, и стали мы ждать, когда придет дежурный по части, чтобы пристроить нас на ночлег. Пока ждем, боец пристально на меня смотрит. Потом спрашивает: «Не узнаешь?». Начинаю присматриваться. Не узнаю. Тут он называет фамилию, и у меня в голове проясняется. Этот парень ведь с нашей учебки. Только после мандатки его в Алма-Ату отправили. А причина моего неузнавания в следующем. Парень этот выделялся тем, что у него щетина очень быстро росла. Утром брился, как и все. В обед все еще гладкие, а у него уже миллиметровая щетина. К вечеру на щеках и подбородке волосы уже были длиннее, чем на макушке. В общем, вид приобретал уголовный. Начальник нашей учебной заставы, увидев такое дело, приказал ему после обеда тоже бриться, сказав – «Ты пограничник, а не геолог». И вот на КПП стоит гладкощекий румяный хлопчик, у которого из под шапки выбивается рыжий кучерявый чуб. Как в нем можно опознать того бритоголового щетинистого «абрека» ? Вот я и не опознал. После опознания обменялись классическими вопросами: «Как жизнь?», «Как служба?», «Дедушки не обижают?» и т.п. Затем пришел дежурный по части и занялся нашим устройством. Прапорщика в приежку, а нас в казарму. Перед этим сходили в столовую поужинать. Там, правда, ничего уже не было, т.к. по распорядку уже отбой был. Дали нам только чайник холодного киселя. Мы его со своим сухпаем и употребили. Казарма, в которой нам койки для ночлега выделили, запомнилась своими необъятными размерами. По сравнению с чунджинской, наверное, раз в 5 больше. Утром налегке общественным транспортном без приключений добрались до штаба округа. Зашли в здание и стали головами крутить, не зная, куда идти дальше. Но тут нас выручил боец с красной повязкой на рукаве, который крутился возле входа. Не знаю, как этот вид наряда называется – дневальный, швейцар или еще как. Оказалось, что это тоже знакомый с учебного пункта. На мандатной комиссии его, вроде, распределили в ансамбль КВПО, хотя, насколько помню, каких-то выдающихся артистических талантов за ним не числилось. Объяснил он нам в какой кабинет на инструктаж идти. Добрались до кабинета, но хозяина там не оказалось. Стали ждать в коридоре его появления. Поначалу напрягало большое количество майоров и подполковников, проходивших мимо. У нас в отряде всего два подполковника было – командир части Васько, и начальник политотдела Медведев. Когда на горизонте появлялись подполковничьи погоны, то вся жизнь вокруг замирала. Все с трепетом следили, куда эти погоны двинутся. Почтение к двум большим звездам было великое. А тут по коридорам носятся подполковники, как первоклассники на перемене. Сначала мы при них тянулись и честь отдавали. Но потом расслабились и вообще на них перестали внимание обращать. Равно как и они нас не замечали. Пока ждали, подошла еще одна компания вроде нашей – офицер и три солдата на инструктаж. И опять среди бойцов обнаружился бывший коллега по учебному пункту. На мандатке его в Афган распределили. А на инструктаж прибыл в составе группы из Лянгарского отряда. Чего «КСАПовцев» в штаб КВПО занесло, выяснять не стали. Но зато убедился, что призыв в Чунджу из Челябинской области распространился по границе, как евреи по миру. Наконец пришел офицер, который должен был провести инструктаж. Зашли обе наши компании к нему в кабинет и внимательно выслушали все наставления и советы. Под конец он поинтересовался у нас, имеется ли емкость для воды, т.к. в товарном вагоне, где нам предстоит сопровождать груз, кранов нет. У нас, разумеется, ничего не было. Офицер очень интеллигентно (без мата) высказал свою отношение к достойным людям из тыловой службы Чунджинского отряда. Потом сообщил, что до отхода поезда времени мало, поэтому помочь в этом вопросе уже не сможет. Так что езжайте ребята с богом, и решайте вопрос с водой самостоятельно. Нас это нисколько не огорчило. Количество положительных эмоций от новых впечатлений зашкаливало, и какая-то возможная будущая проблема нас не пугала. В этот же день отвезли нас на ж/д вокзал и загрузились мы в поезд Алма-Ата – Москва. Прямого поезда до Орла не было. Поэтому должны были мы выгрузиться в Ртищево и оттуда с парой пересадок на других поездах до Орла. |
#5
|
Re: Путешествие из Алма-Аты в Орел и обратно
Спасибо за подробные воспоминания,это впечатляет!Жду Ваших дальнейших злоключений.Что дар писателя бытовиста имеется нет сомнений.Восхищен Вашей памятью и чстосердечного описания путешествия.Пусть терпение,память не подведет Вас в дальнейшем жизнеописании Вашего путешествия.Ведь я был в 80-ые годы преподавателем в Орле,поэтому интересны будут воспоминания об Орле.До встречи на страницах Компа
|
#6
|
Re: Путешествие из Алма-Аты в Орел и обратно
С интересом ознакомился со второй частью рассказа.
Много интересных моментов. Жду продолжения.
__________________
С уважением! Petrovich-svp Границы СССР священны и неприкосновенны! |
#7
|
|||
|
|||
Re: Путешествие из Алма-Аты в Орел и обратно
3.
Разместились мы в первом купе плацкартного вагона, и начался очередной, еще более гражданский, этап командировки. У проводниц одолжили домино. Щелкали костяшками по столу, да в окно смотрели. А прапорщик наш к проводнице клинья подбивал. Помнится, сказала она, что украинские мужчины лучше русских: «Хохол сказал – значит сказал». Нынешняя украинская заварушка тут не при чем. Просто вспомнилось. Большое впечатление произвел на меня такой эпизод в поезде. Легли мы уже спать. Я лежу на верхней полке, край одеяла вниз свесился. А мимо нашего купе какой-то офицер проходил. Он остановился и мое одеяло поправил, чтобы не висело. И дальше пошел. У меня от увиденного шок. За время учебки, да и потом в отряде нас так выдрессировали, что офицер воспринимался не как нормальный человек, а как злое божество, от которого надо на всякий случай держаться подальше. Вот если бы он рявкнул «Встать» или еще что-то, то было бы возмутительно, обидно, но естественно и понятно. А простой человеческий поступок от офицера в первый момент воспринял как дикость. Удалось в этой поездке первый раз Волгу увидеть. Правда, ночью через замороженное окно плохо было видно. Но все равно размеры реки оценить смог. Впечатлило. Когда уже ехали по центральной части России, запомнилась одна остановка на какой-то небольшой станции. Остановился поезд, выглянул я в окно, а там следующее зрелище. Стоит на перроне шуруп-чернопогонник и слегка покачивается. Весь расхристанный. Шинель грязная. Погоны полуоторванные торчат как кошачьи уши. Шапка мятая. Ремень даже не на яйцах, а не пойми где (а может ремня вообще не было). В общем, очень колоритная бомжацкая фигура. У нас аж челюсти отвисли от такой картины. В нашем отряде, если эмблема на петлице будет криво прицеплена, и то вздрючат. А тут такое чучело. В голове не укладывалось, как такое может быть. Потом поворачиваю голову левее, и ответ на вопрос найден. В десяти метрах от чудо-бойца стоят два офицера. Вид у них примерно такой же, как у солдата, может чуть почище. Только качает их сильнее. Посмотрели мы на такое дело и решили, что лучше в нашем (как теперь выяснилось, уставном) отряде служить, чем в таком шуруповском бардаке. Наконец наша спокойная размеренная жизнь в поезде закончилась. Вышли мы в Ртищево, чтобы двинуться дальше на перекладных. Промежуточные точки нашего маршрута на этом участке пути не помню. Мы по нескольку часов сидели на вокзалах, сторожа свои мешки в ожидании очередного поезда. Поэтому почти все время находились в полусне. В один такой поезд сели, рассовали мешки по полкам и сразу вырубились. Утром просыпаемся, а прапорщик нас стыдить начал: - Что же вы погранвойска позорите ? В соседнем купе такие девушки ехали, а вы, вместо того, чтобы их обхаживать, спать завалились. А как мы их могли разглядеть, если в вагон заходили с закрытыми глазами и кроме полки, куда можно рухнуть и уснуть, ничего распознать не могли? Тем не менее, несмотря на все утомительные трудности последнего участка нашего пути, прибыла наша команда в город Орел, на завод, названия которого у меня в голове не отложилось. Впечатлений от самого города тоже почему-то не осталось. Даже не помню, как с вокзала до завода добрались. Пока мы, матерые караульные волки, караулили свои мешки на проходной, прапорщик отправился на разведку и выяснил следующее: 1. Груз наш еще не готов. 2. До того, как сформируют наш эшелон, будем мы жить безвылазно в доме на территории завода. То, что возвращаться не сразу, нас утроило. Сидение на заводе без выхода в город не обрадовало. Но утешало то, что не в казарме. Так начался «орловский» период нашей командировки. |
#8
|
Re: Путешествие из Алма-Аты в Орел и обратно
Интригующее начало.
Подождем, что будет дальше.
__________________
С уважением! Petrovich-svp Границы СССР священны и неприкосновенны! |
#9
|
|||
|
|||
Re: Путешествие из Алма-Аты в Орел и обратно
4.
Нашим новым пристанищем оказался небольшой домик с парой комнат и маленькой кухней с печкой. Имелся полуразвороченый и еле показывающий телевизор. От предыдущих жильцов осталась куча мусора и пустых бутылок. Мы быстро устроили ПХД и стали налаживать свой быт. Мой товарищ по команде еще в Алма-Ате смог позвонить домой родителям и раскрыть военную тайну о нашем месте назначения. И вот его родители приехали из Харькова в Орел, нашли этот завод и смогли вызвать сына на проходную. Как они смогли сделать все это без интернета и мобильных телефонов, я сейчас не представляю. Вот ведь какое находчивое старшее поколение было. Не то, что нынешняя молодежь, которая без GPS-навигатора шагу не сделает (извиняюсь за брюзжание, возраст все-таки). Пока воссоединенное счастливое семейство сидело на лавочке возле заводской проходной, выяснилось, что в Орле существуют военные патрули. И один такой патруль забдил пограничника и стал выяснять, что такое произошло в географии СССР, раз Орел стал приграничным городом. Но все разбирательство закончилось мирно. Боец сбегал за прапорщиком, и тот, вооруженный пачкой командировочных документов, легко расправился с патрулем, который отправился заниматься своим привычным делом – ловить местных самовольщиков. А прапорщик поставил бойцу боевую задачу – взяв на подмогу родителей, обойти ближайшие магазины и решить вопрос с емкостью для воды. И с этой задачей наш харьковчанин достойно справился. После расставания с родителями принес двухведерный эмалированный бачок – светло-желтый, с красными цветочками на боках. На фоне зеленых вещмешков и серых шинелей этот новый вид пограничного снаряжения смотрелся очень эффектно. Остальные члены нашей команды немного покрутили носами. Дескать, лучше бы бачок был камуфлированным. Да и сам добытчик тоже немного стеснялся своей добычи. Но прошло совсем немного времени, и бачок стал полноправным членом нашей команды. Пробыли мы на этом заводе дня три. Смотрели телевизор, да гуляли по территории. Постепенно стало нам такое житье надоедать. Захотелось дальнейших странствий, хотя они и приближали нас к возвращению в казарму. Наконец, пришел наш прапорщик с заводоуправления и порадовал, что эшелон нам подготовили, бумаги он все подписал, и что пора нам собираться в дорогу. Рельсы внутризаводского пути проходили метрах в двухстах от нашего домика. Вскорости подогнали туда наш эшелон: открытые платформы, на которых стояли три опломбированных ЗИла, и товарный вагон для нас. Вагон нам достался новенький. Железный, свежепокрашеный. В одном углу вагона были на высоте 1 метра настелены доски от борта до борта, образовав таким образом большущую полку глубиной метра 3. Перед этой полкой по центу буржуйка, дымовая труба которой уходила прямо в потолок. Еще в комплектацию вагона входило маленькое железное ведро. На этом все удобства в вагоне заканчивались. Большая часть вагона была свободна и представляла большой простор для фантазии дизайнеров. Дизайнеры посовещались и решили украсить вагон вещмешками, бачком с водой и дровами для печки. Дело было в самом начале апреля. Снега было в округе довольно много, хотя и таял активно. Поскольку командир за груз уже расписался, то сразу выставили часового. Остальные перетаскали вещмешки и бачок с водой. Потом занялись добычей дров. С этим нам повезло. Неподалеку обнаружили груду досок. Поскольку топора и ножовки у нас не было, то выбрали только те доски, которые по ширине могли пролезть в нашу печку. Досок таких нашлось не очень много, но мы рассчитывали в дальнейшем пополнять запасы топлива из вагонов с углем. Привели мы наше новое жилище в пригодный для проживания вид и распрощались с гостеприимным домиком. А сами начали налаживать службу и быт в новых условиях. Так как организмы наши уже были «заточены» под режим службы: 2 часа на посту – 2 часа бодрствующая смена – два часа отдыхающая смена, то решили такого же режима и придерживаться. Один боец спит, один печку топит, один на открытой платформе или возле нее, если поезд стоит. Сразу скажу, что охрану мы несли добросовестно. И часовые все природные катаклизмы стойко переносили под открытым небом. Ни разу наш груз без присмотра не остался. Конечно, соблюдать ровно 2 часа на посту не всегда получалось, т.к. сменить часового можно было только на стоянках. Но в основном график выдерживали. В вагоне, стоящем на территории завода, мы прожили еще несколько часов. А потом подцепил нас маневровый тепловоз и повез в новый неизведанный мир грузоперевозок. |
#10
|
|
Re: Путешествие из Алма-Аты в Орел и обратно
Цитата:
Жду продолжение.
__________________
С уважением! Petrovich-svp Границы СССР священны и неприкосновенны! |
|
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | ||||
Долгая дорога в Приморье ... И обратно ...
Автор Викка
Раздел Архив устаревших тем
Ответов 92
Последнее сообщение 22.01.2012 12:37
|
||||
Путешествие по Китаю
Автор Серж-42
Раздел Архив устаревших тем
Ответов 2
Последнее сообщение 05.08.2010 19:48
|
||||
Путешествие по Владивостоку
Автор ALEXNOV3
Раздел Архив устаревших тем
Ответов 5
Последнее сообщение 05.11.2009 12:29
|
||||
Знаки пограничных войск Орел и Ко
Автор MARS2007
Раздел Пограничные награды и знаки отличия
Ответов 0
Последнее сообщение 02.08.2007 12:30
|
|