|
#1
|
|||
|
|||
Финляндия. 25 июня 1941 года.
Марк Солонин "25 июня. Провокация, на которую поддались?"
http://www.vpk-news.ru/articles/18832 Моя версия, не вписывается в выводы автора сатьи. Советское военно-политическое руководство во главе с И.В. Сталиным с началом военных действий на советско-германском фронте не забывало внимательно следить за обстановкой на своих флангах, Генштаб непрерывно анализировал данные, поступающие из войск и других источников. На правом фланге советско-германского фронта тяжелые бои шли в направление Ленинграда, становилось ясно, что Финляндия не выполняет обязательства о нейтралитете*, вытекающие из заключенного с СССР договора, который предусматривал обязательство каждой договаривающейся стороны соблюдать нейтралитет в случае вооружённого конфликта другой стороны с какой-либо третьей державой. Со всей очевидностью становился факт, что Финляндия постепенно втягивается в германский фарватер военных приготовлений. Еще в апреле 1941 года была отмечена разгрузка 3 тысяч немецких солдат и офицеров с артиллерийскими тягачами. По данным агентурной разведки штаба ПВ НКВД Ленинградского округа в порт Турку с 13 по 19 июня 1941 года прибыли и разгрузились 65 транспортов с живой силой, вооружением и боевой техникой соединения немецко-фашистских войск. Офицеры связи финской армии участвовали в минировании Военно-Морской Базы КБФ Кронштадт. С 00 часов 10 минут 22 июня 1941 года 14 Юнкерсов-88 под командованием майора Эмига (Kampfgruppe 806 в Восточной Пруссии), благодаря участия финского офицера на заключительном этапе подлета над ингерманландским побережьем следовали на низкой высоте и заход над Кронштадтским заливом был осуществлен со стороны Ленинграда. В результате внезапности застигнутая врасплох зенитная артиллерия Кронштадта не сделала ни одного выстрела. Сброс 28 магнитных мин был проведен как на обычной тренировке. Находившийся в ведущем самолете финский офицер связи вывел группу в оговоренный ранее воздушный коридор для посадки на освобожденный аэродром Утти, где была проведена их дозаправка топливом. В Москве 23 июня 1941 г. Молотов вызвал к себе финского поверенного в делах Хюннинена и потребовал от Финляндии четкого определения ее позиции - выступает ли она на стороне Германии или придерживается нейтралитета. Советский Союз не предъявлял Финляндии никаких требований, и поэтому он имеет полное право получить ясный ответ на свои вопросы. Молотов обвинил Финляндию в бомбардировках Ханко и в полетах над Ленинградом. Хюннинен со своей стороны - Советский Союз в бомбардировках финских судов и укрепления Алскари. Молотов в ходе разговора 23 июня 1941 г. ни словом не обмолвился о находившихся в Финляндии немецких войсках, что свидетельствовало о явном стремлении советского руководства к соглашению, о надежде удержать Финляндию вне войны. "Финской армии необходимо еще шесть дней для стратегического развертывания", - телеграфировал 23 июня 1941 г. Германский посол в Финляндии и рекомендовал, чтобы ни Министерство иностранных дел, ни германская пресса до поры до времени не говорили о Финляндии как союзнице рейха. Нет сомнений, что для СССР не являлось большим секретом, что в Финляндии полным ходом развернулась мобилизация, которая должна была завершиться 25 июня 1941 года. Не получив ответа от финской стороны советская сторона в интересах защиты своей безопасности с Северного направления перешла к решительным мерам. Поэтому, прежде всего надо внимательно еще раз посмотреть на документы, которые легли на столы операторов Генштаба, а некоторые из них, вполне возможно были лично прочитаны начальником Генштаба генералом армии Г.К. Жуковым и Наркомом обороны Маршалом Советского Союза С. К. Тимошенко и на основе сделанных выводов внесли предложения вождю. Их изучение даст веские основания полагать, что оснований для упреждающего удара по аэродромам противника, дислоцированных на территории «нейтральной» Финляндии было предостаточно. Тем более, объективный анализ показывает, что финнами предпринимались меры для маскировки своих войск, в том числе переодевание частей в шведскую военную форму, в свою очередь финскую форму одежды наряжали немецкие части и т.д. Однако нанесение воздушных ударов самолетами противника, в том числе с опознавательными знаками принадлежности к ВВС Красной Армии были попытками маскировки агрессивных устремлений финской военщины. Над северной столицей городом Ленина – Ленинградом нависла реальная угроза. Поэтому с учетом стратегического значения этого административно-политического и мощного оборонно-промышленного центра Советского Союза были приняты столь важные и выверенные шаги. Что было известно из ставших доступными нам документов: Из Оперативной сводки №01 Генштаба Красной Армии на 10.00 22.6.41: «Немцы без всякого повода совершили налет н наши аэродромы и города и перешли границу наземными войсками. 1. Северный фронт. Противник своими самолетами типа бомбардировщик нарушил границу и вышел в район Ленинграда и Кронштадта. В воздушном бою сбито нашими истребителями два самолета. До 17 самолетов противника пытались пройти в район Выборга, не дойдя повернули обратно…..Начальник Генштаба генерал армии Жуков (ЦАМО ф. 228 оп. 701 ед. хр. 84 лл. 1-5). Из Разведывательной сводки №57 штаба Ленинградского военного округа (ЛВО) от 23.06.41 г. к 10.00 карта 100 000: «…2. Петсамовское и Рованиемское направление – установлено базирование авиации противника на аэродромах: Киркинес 50 самолетов, Лакзельке – 32, Тромсе – 20, Нарвик – 20, Боде- 11, Тронхейм – 45 м на Киркинес прибыло 8 самолетов «Ю-88». По данным УНКВД ЛО – в районе Варантор-Фиорд сосредоточено до 80 000 немецких войск (данные требуют сверки). Из Разведывательной сводки №59 штаба Северного фронта от 23.06.41 г. – Противник закончил сосредоточение, ведет активную разведку в направлении Мурманска и под Ленинградом, в ближайшие дни нужно ожидать активных действий из направления Петсамо, Рованиеми, Кеми ряви. На Мурманском из Лаппеенранта, Хамика – на Выборг и налетов авиации на Ленинград. Начальник штаба СЗФ (так в документе) генерал-майор Никишев, начальник РО СЗФ (так в документе) комбриг Евстигнеев (там же лл. 25-28). Из Оперативной сводки №3 23.06.1941 года…Штаба Ленинградского фронта…. Десятое. По данным штаба 2 дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в 1.20 23.6.41 Выборг 2СБ сбросили две бомбы; 10.25 объект (прим. авт. – железнодорожный мост) 336 км обстреляны часовые самолетами противника; 01.30 объект 423 км Кайволы звеном самолетов противника обстрелян автотранспорт на дороге…Начальник штаба Северного фронта генерал-майор Никишев, начальник Оперативного отдела штаба СФ генерал-майор Тихомиров (ЦАМО ф.217 оп. 1221 ед. хр. 183 лл. 5-11). Это уже акты прямой агрессии по советской территории, враг наносит удары с финской территории по стратегическим объектам – железнодорожным мостам и важным городам. Из разведывательной сводки №60 штаба Северного фронта от 24.06.41 г.; « .. п.6 По данным штаба: при налетах н нашу территорию принимают участие самолеты типа «ДО-17». Самолеты, совершив налеты на нашу территорию, производят посадку в районе Порсангер-Фиорд. 6. …. В порту Турку продолжается выгрузка немецких войск. 7. Агентурным данным: подтвердился призыв в финскую армию всех лиц мужского пола в возрасте от 18 до 45 лет…» (Там же лл. 8-9). Из Разведывательной сводки №61 штаба Северного фронта к 10.00 25.06.41 г.: « 1. Противник, продолжая выдвигать части к госгранице усиленно ведет разведку наземным наблюдением и авиацией… 2. 23 и 24.6.41 г. Киркинес прибыло звено бомбардировщиков «Курад» 5 самолетов по одному и 11 «МЕ-110»…» Накануне 25 июня 1941 года, перед нанесением удара по аэродромам на территории Финляндии ночь на Северном фронте прошла спокойно. В период с 12.30 24.06.41 противник совершил ряд налетов на Мурманск, Шонгчуй, Териберка, о. Кильдин (прим. авт. – все это важнейшие стратегические объекты в системе обороны советского государства на северном ТВД) группами от одного до пяти бомбардировщиков. Потерь и разрушений нет. Нашей зенитной артиллерией и авиацией Северной Военной флотилии сбито три самолета, из них: один истребитель и один бомбардировщик в районе о. Кильдин и один бомбардировщик в районе Губа Долгая…(Из ОС №6 к 10.00 25.06.41 г. штаба СФ генерал-майор Никишев, генерал-майор Тихомиров. ЦАМО тат\м же лл.23-28) По данным Разведывательного управления Генштаба Красной Армии (Разведсводка 22.00 25.06.1941 года №10) - …Воздушный Флот /Норвегия и Финляндия/ 400 самолетов; Балтийская группировка /Северо-Восточная Германия/ 830 самолетов Первый Воздушный Флот….(ЦАМО Ф. 228 оп. 710 ед. хр. 84 лл. 10-27). Думая, что больше всего встревожило советское руководство и И. Сталина вот это сообщение, изложенное в Разведывательной сводке №57 штаба Ленинградского военного округа от 23.06.1941 года к 22.00, карта 100 000 (ЦАМ ф. 217 оп. 1221 ед. хр. 169 лл. 4-5) – Данным ВМФ: 12. На аэродроме Киркинес 200 самолетов, большинство бомбардировщики. 13. В районе Киркинес до 20 000 немецких фронтовиков. 14. По данным штарма 14 авиация противника в течении 23.06.41 произвела ряд налетов – 5.45-6.00 23.6. три самолета противника с высоты 1000 м сбросили в в районе Машуков на эшелон 205-го стрелкового полка четыре бомб. В это же время был произведен налет на Полярное (прим. авт. – Главная ВМБ и флагманский КП Северного флота), УРА-КУВА(УРА-КУБ) разрушено 5 домов и бензосклады в районе КОЛА…15.23.6. четыре германских самолета с опознавательными знаками авиации Красной Армии на высоте 2000 м курсом на Кемь (точное время полета уточняется)…. Вывод: Противник отмобилизование и сосредоточение частей в основном закончил. Ведет интенсивную разведку на границе наблюдением и авиацией. СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Начальник штаба Северного фронта генерал-майор Никишев, начальник РО штаба ЛВО комбриг Евстигнеев. Такая информация просто не могла быть оставлена без внимания, находившемся в Ленинграде членом Политбюро ЦК ВКП(б) А.А. Ждановым, который постоянно держал связь со И. Сталиным и являлся членом Военного совета фронта. Думаю, что именно он поднял этот вопрос и поставил перед руководством страны вопрос о принятии мер упреждающего характера, прежде всего по вражеским аэродромам на территории Финляндии, которая предоставила возможность для их использования самолетами ВВС фашисткой Германией, тем самым поставила себя в состояние войны с Советским Союзом. Авиация ВВС Краснознаменного Балтийского флота 25 июня 1941 года с 6.00 30 тяжелых бомбардировщиков ДБ-3 из 54-й СБ, которые нанесли удары по важным финским целям: броненосцам, аэродромам Питсаме и Турку. Были отмечены прямые попадания на заводе Вулкан, ж.д. полотну, служебным зданиям. Уничтожено 2 самолета на аэродромах противника (Из оперативных сводок штаба КБФ от 25 и 26.06.41 г. ЦАМО ф.217 оп. 1212 ед.хр. 192 л. 19 и там же ед. хр. 194 л.4). Обидно, что М. Солонин утверждает про 1 самолет…. Удивляет стремление некоторых исследователей под собственным углом смотреть на события советско-финских международных отношений не принимая во внимание находящиеся на поверхности факты, имеющие прямое отношение к рассмотрению вопросов войны и мира, вводят читателей в заблуждение по части определения виновности или невиновности Советского государства в вовлечение Финляндии в военные действия 25.06.1941 года. Эти события неразрывно связаны и обусловлены, прежде всего, начавшейся 22 июня 1941 года немецкой агрессии, последовавшего вторжения германских войск на территорию Советского Союза. Помню как в оперативных документах Западного фронта я встретил упоминания про участие в боях под Москвой финских батальонов, сразу появились «продвинутые историки», которым якобы известно об официальной оценке «неучастия финских войск» в наступление на советскую столицу…Теперь новая версия, которая чуть ли не изобличает советское командование в вовлечение финских войск в войну против Советского Союза. Приведенные выше документы полностью подтверждают и изобличают финское военно-политическое руководство в сговоре с германским фашизмом, нарушения принятых обязательств нейтральной страны. Примечание: * Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами: не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам; не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелёт и т. д.); не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (то есть ограничения либо одинаковые, либо вообще отсутствуют). Александр Слободянюк |
|
|||
|
#2
|
|||
|
|||
Re: Финляндия. 25 июня 1941 года.
Марк Солонин в своей статье "25 июня. Провокация, на которую поддались?", опубликованной в ВПК упоминает: «…На аэродроме у города Турку был уничтожен один финский бомбардировщик (по странной иронии судьбы им оказался трофейный советский СБ), несколько финских истребителей получили повреждения в воздушных боях. Безвозвратные потери ВВС Балтфлота за время операции составили три самолета. (Подробнее: http://www.vpk-news.ru/articles/18832).
Скорее всего, ошибка закралась по причине использования недостоверных сведений. Я уже упоминал, что согласно официальным данным из приведенной оперативной сводки штаба КБФ 25 июня 1941 года авиация флота уничтожила два самолета противника. Вместе с тем, в сводке не был указан факт, что в 13.10 кораблем 1-й ВОПС в 6 милях северо-восточнее около о. Лавансаари обнаружен горящий самолет типа «МБР-2». Самолет сбит нашим пограничным сторожевым кораблем ПСКР«ПУРГА» (2-я Отдельная бригада пограничных судов НКВД). Обожженный радист с самолета спасен и взят на борт ПСКР «ПУРГА» (из Оперативной сводки Штаба ПВ НКВД Ленинградского округа от 25.06.41 г. к 22.00, карта 100 000 подписал начальник штаба полковник Антонов, ЦАМО Ф. 217 оп.1221 ед. хр. 192 8-9, подлинник). В этой же сводке имеются сведения о боевых действиях нашей авиации: 5 Краснознаменной пограничный отряд НКВД, В 8.20 25.06.41 15 наших бомбардировщиков перелетели границу в районе КОНУ (6490) и углубившись на территорию Финляндии на глубину до 8-10 км произвели бомбардировку в районе дер. Пио (6688) Коувола (6683) и дер. Каттеус (6486) и 8.30 возвратились обратно. На месте бомбардировки возникли пожары. 33 ПО НКВД. По данным 33 П 25.06.41 шесть самолетов типа бомбардировщик возвращаясь на нашу сторону были атакованы четырьмя немецкими истребителями. Один наш самолет сбит. Скоростной бомбардировщик (СБ) с бортовым номером 9 и один летчик сгорели Ала-урпала (1254). На месте катастрофы обнаружены пистолет «ТТ» №20329-34 года. Второй летчик по неподтвержденным данным выпрыгнул с парашютом. Организован поиск в районе возможного приземления летчика 4 и 8 заставами 33 ПО. 7 Пограничный отряд НКВД. 25.06.41 6.40 пост ВНОС №97 сообщил отряду, что в районе юго-западнее д. Комаровка (8476) с самолета спустился парашютист. Нарядом парашютист обнаружен и оказался радистом самолета 44-го полка ВВС РККА, дислоцированного в районе станции Старая Русса. Прыжок совершил по приказу командира, вследствие потери управления самолетом. Исследовал Александр Слободянюк Последний раз редактировалось pyhovi4ek; 24.01.2014 в 23:39. |
#3
|
|||
|
|||
Re: Финляндия. 25 июня 1941 года.
Окончание:
Согласно приказу Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, отданному 24 июня 1941 года, на следующий день, т.е. 25 июня 1941 года ВВС Северного фронта совместно с авиацией Балтийского флота нанесли массированный удар по девятнадцати аэродромам Финляндии и Северной Норвегии, где базировались самолеты германской 5-й воздушной армии и ВВС Финляндии. В этом налёте участвовали 236 бомбардировщиков и 224 истребителя. По советским данным в ходе первого налета на земле был уничтожен 41 самолет. Финны утверждают, что сбили 23 советских самолета. В течение следующих шести дней советская авиация продолжала бомбить аэродромы и порты Финляндии. ВВС фронта поставил боевую задачу: «Бомбардировки должны выполняться небольшими группами (3-9 самолетов) в течение одного дня, каждый аэродром надо подвергнуть удару не менее 4 раз. Высота бомбардировки – 2500-3000 м, результаты сфотографировать. Вылеты выполнять со следующей нагрузкой: два самолета с бомбами ФАБ-100 и третий с зажигательными бомбами. Первая атака в 4ч 30 мин. Если на указанной высоте будет облачность, бомбить с меньших высот». Иван Григорьевич Иноземцев военный историк, кандидат исторических наук, автор книги «Большую опасность для нас представляла авиация, базировавшаяся на аэродромы Финляндии и Северной Норвегии. 24 июня Ставка Главного Командования информировала Военный совет Северного фронта, что на территории Финляндии сосредоточиваются немецкие войска и авиация для нанесения удара по Ленинграду и захвата Мурманска и Кандалакши. Чтобы ослабить северную авиационную группировку противника, советское командование решило нанести по аэродромам 5-го воздушного флота и финских ВВС мощные бомбардировочно-штурмовые удары. К операции, рассчитанной на шесть суток, привлекались ВВС всех общевойсковых армий и фронтовая авиагруппа Северного фронта, ВВС Краснознаменного Балтийского и Северного флотов. По плану, разработанному штабом ВВС Северного фронта, армейская авиация наносила удары по аэродромам перед фронтом своих армий, а фронтовая авиация и ВВС КБФ по аэродромам в глубине территории Финляндии; Эта крупная операция по уничтожению вражеской авиации началась на рассвете 25 июня. Одновременной бомбардировке были подвергнуты 18 аэродромов противника, расположенных в полосе от Финского залива до Баренцева моря. В течение первого дня операции бомбардировщики Северного фронта совершили 263 и истребители 224 боевых самолето-вылета, уничтожили и повредили на земле 30 неприятельских самолетов. Кроме того, 11 истребителей советские летчики сбили в воздушных боях. Но и наша бомбардировочная авиация понесла потери. Это явилось результатом того, что бомбардировщики вылетали на боевое задание в основном без прикрытия истребителей. В 55-й авиадивизии, действовавшей на петрозаводском направлении, был только 72-й скоростной бомбардировочный авиаполк, а самолеты-истребители прибыли туда лишь в конце июня. 25 июня полк от атак истребителей и огня зенитной артиллерии противника потерял 9 самолетов{6}. Приходилось летать на боевые задания без сопровождения истребителей и потому, что многие финские аэродромы находились на большом расстоянии от наших аэродромов, превышавшем радиус полета советских истребителей. Налеты на финские аэродромы повторялись систематически до 1 июля, пока противник не отвел свои части на тыловые базы. За шесть дней ударам в общей сложности подверглись 39 аэродромов на территории Финляндии и Северной Норвегии, причем некоторые из них по нескольку раз. На земле и в воздушных боях противник потерял 130 самолетов. Его авиационная группировка была значительно ослаблена{РГАСА ф.25888 оп. 53 ед. хр. 18. Л. 77}. Читать полностью: http://readr.ru/ivan-inozemcev-pod-k...#ixzz2rPFpGY9T Ставка главкома требовала, чтобы советская авиация разгромила за 2 дня аэродромы Финляндии в городах: Турку, Малми, Тампере, Порвоо, Кемиярви, Котка, Холола, Рованиеми, Йоэнсу, Йоройнене, Миккели и других. Группа ВВС Северного фронта включала 12 бомбардировочных и 5 истребительных советских авиационных полков были направлены на Финляндию. Утром 25 июня 1941 г. планировалось применить массированный удар по финским аэродромам одновременно 375 советскими бомбардировщиками и 165 советскими истребителями. 25.06.1941 г. Удары по финским аэродромам 25.06.1941 г. командование ВВС 14 армии и Северного флота организовали рейды на финские аэродромы Луостари и Рованиеми. Сначала на Луостари в 04:52 вылетели 8 СБ 72 сап СФ, но слишком низкая облачность и туман заставили командование вернуть всю группу на аэродром. После этого советское командование проявило значительную настойчивость, и на Луостари были совершены еще не менее трех разведывательно-ударных рейдов. В 13:50 ушла первая пара разведчиков СБ из 72 сап СФ. Подойдя на минимально возможной высоте 500 метров к аэродрому (высота сопок в районе Луостари доходит до 631,0 м), самолет Б.Г.Хомдохова попал под обстрел зениток, и экипаж вскоре заметил взлетевшие немецкие истребители Bf-109 с этого аэродрома. "Мессершмитт" уже занимал позицию для атаки, но разведчиков выручила низкая облачность, и СБ скрылись в плотных облаках. После посадки разведчиков, которые выяснили метеоусловия и наличие самолетов на Луостари, для бомбардировки аэродрома вылетают еще пять СБ 72-го сап, а также три СБ 137 сбап. Самолеты первой группы, ведомые командиром 5-й эскадрильи 72 сап СФ капитаном А.П.Цецориным, снизились до высоты 500 м и смогли успешно отбомбиться по летному полю аэродрома, где летчики разглядели множество людей. Налет для противника оказался неожиданным, и зенитки открыли запоздалый огонь, в результате которого лишь самолет ведомого ст. лейтенанта Задворникова получил одну пулевую пробоину. Результатом бомбардировки считалось разрушение летного поля аэродрома Луостари. Более подробных сведений о результатах этого бомбоудара нет. Вторая пара бомбардировщиков, ведомая ст. лейтенантом Трошиным, проходившая над Ура-губой, была обстреляна советскими зенитчиками. Пуля зенитного пулемета пробила верхнюю часть козырька самолета Трошина, но оба СБ смогли уклониться от обстрела и уйти в облака. Здесь летчики потеряли друг друга из видимости, и домой им пришлось возвращаться поодиночке. Трошин благополучно сел на своем аэродроме, а его ведомый ст. лейтенант В.А.Фирсов в облаках потерял ориентировку, уклонился на восток от аэродрома Ваенга, после чего летчику пришлось садиться на вынужденную посадку в районе Иоканьги, где самолет полгода пролежал, пока не был отремонтирован. В свою очередь, авиация 14-й армии атаковала аэродромы Луостари и Рованиеми. Луостари в 18:00 проштурмовала четверка И-16 145 иап с аэродрома Шонгуй во главе с командиром эскадрильи капитаном А.П.Зайцевым, а на Рованиеми сбрасили бомбы СБ 137 сбап, вылетевшие с аэродрома Африканда. В тот же день бомбы упали на финский порт Лиинахамари в районе Петсамо. Источники информации: 1. Марданов А. Точность прежде всего. - История Авиации, 2002, No. 6. http://www.allaces.ru/p/episode.php?id=29 И еще, «СОВЕТСКИЕ БОМБАРДИРОВКИ ФИНЛЯНДИИ В ИЮНЕ 1941 ГОДА», Карл-Фредерик Геуст/Хельсинки, Финляндия «…первые удары по целям на территории Финляндии утром 25 июня были нанесены 1 -м и 57-м авиаполками ВВС КБФ, Бомбардировщики этих частей эскортировали две эскадрильи истребителей 13-го ИАП, взлетевшие с Ханко. Около 6 часов утра 54 СБ и 30 ДБ-3 атаковали финские броненосцы береговой обороны «Вяйнемяйнен», «Ильмаринен» и несколько тральщиков в районе Турку, а также расположенный рядом аэродром. Там базировалась авиагруппа LLv 6, на вооружении которой находились трофейные СБ и истребители И-153, Повреждения получил один СБ, а также аэродромные здания. Разрушения оказались незначительными. В журнале боевых действий LLv 6 имеется запись: «Разрушено одно здание и убито 5 лошадей». Налет был повторен меньшими силами в 9 ч 30 минут, 19 ч 25 минут и 24 ч 00 минут. Ранним утром следующего дня между 3 ч 00 минут и 4 ч 05 минут 9 СБ были снова замечены над Турку. Их пытался атаковать пилот LLv 6 Тармо Хамела (Tarmo Hamela), который на своем И-153 (борт VH-14) возвращался с патрулирования. Пилот открыл огонь по бомбардировщикам с дистанции 200-300 м. Один СБ задымил, но скрылся в облаках. По докладу наземных наблюдателей, этот самолет упал в море, но фактически все советские самолеты возвратились на базы. Через 3 часа, е 6 ч 15 минут, атака против Турку повторилась, 22 СБ вновь бомбили аэродром и гавань. Повреждения получили ВПП и несколько ангаров, пострадали 3 самолета, погиб один механик и два человека получили ранения. В городе ущерб был более значительным: 13 человек из гражданского населения погибли и 29 получили ранения. Весь приморский район Турку пылал, было разрушено 18 каменных зданий и 101 деревянное. Следующая волна бомбардировщиков работала с 10 ч 20 минут до 11 ч 05 минут. Помимо Турку балтийцы бомбили также Котку, Сало (Salo), Утти, Малми и Порво (Porvoo). 25 июня ударам подверглась также Раума (Rauma), Форсса (Forssa), Нокиа (Nokia) и Тойала (Toijala), но нанесенный им ущерб был незначительным. Пригород Хельсинки Тиккурила (Tikkurila) бомбили 18 самолетов, а Пуистола (Puistola) – 8, Возможно, их экипажи пытались найти аэропорт Хельсинки-Малми, который использовали немецкие Ju 88, возвращавшиеся с минных постановок? К востоку от Хельсинки 6 бомб упали на Порво, где сгорело несколько зданий, Ловизу (Loviisa) (3 бомбы) и другие населенные пункты. За ПВО финской столицы отвечала группа LLv 32, оснащенная «Фоккерами» D.21 и базировавшаяся на аэродроме Хивинкаа (Hyvinkaa) в 60 км севернее Хельсинки. Около 8 утра 25 июня в завязавшемся бою ее пилот л-т Вейкко Эвинен (Veikko Evinen) сбил 2 ДБ-3 к востоку от столицы. В то же время два «Фоккера» были повреждены стрелками советских бомбардировщиков, причем на одном истребителе был пробит топливный бак, но пилот сумел благополучно посадить его. Один советский бомбардировщик сбила к северу от Хельсинки зенитная артиллерия. До полудня в расположении LLv 32 тревога звучала еще несколько раз: советские самолеты подлетали к границе Финляндии, но не пересекали ее. Юго-восточную часть Финляндии атаковали части 2-й САД, в которых распространили приказ, предписывавший в течение 25.06-01.07: а) уничтожить вражеские аэродромы Порво, Котка и Ловииза и самолеты на них; б) уничтожить дамбу и здание гидроэлектростанции в Иматра; в) нарушить движение по железной дороге между Коувола и Виипури и уничтожить вражескую пехоту и артиллерию у Яааккола, запасная цель – топливохранилище северо-западнее Котки. В приказе говорилось, что каждый самолет должен взять по две бомбы ФАБ-250, а для достижения максимальной эффективности атаку дамбы поручили пикирующим бомбардировщикам Пе-2, 58-й СБАП входил в состав 2-й САД и базировался в Старой Руссе, Вот как в истории этой части описывается первая атака: «Густые облака в районе цели помешали точному бомбометанию по аэродрому Порво, поэтому первая группа (3 СБ) бомбила железнодорожную станцию, а вторая группа (5 СБ), вылетевшая на 15 минут позже, бомбила центр населенного пункта Пихтаа в 34 км северо-западнее Котки. Третья группа (4 СБ), взлетевшая в 10 ч 45 минут, и четвертая группа (3 СБ), взлетевшая минутой позже, также не смогли найти аэродром Порво и бомбили здания у гавани с высоты 3000 м. Были отмечены два прямых попадания в здания». http://www.nnre.ru/transport_i_aviac...2005_02/p6.php Примечание: Аэродро́м У́тти (фин. Utin lentoasema)— военный аэродром, авиабаза ВВС Финляндии в Утти, Коувола, Финляндия. Расположен между станциями Коувола и Кайпайнен, немного восточнее форта Утти Последний раз редактировалось pyhovi4ek; 04.02.2014 в 14:02. |
#4
|
|||
|
|||
Re: Финляндия. 25 июня 1941 года.
Попов Дмитрий Митрофанович (1906-09.09.1941), представитель командно-начальствующего состава ПВ ОГПУ-НКВД, капитан.
Родился в 1906 году, уроженец г. Воронеж. Русский. В Красной Армии с 1920 года. Служил в Воронежском полку ВЧК. Участник Гражданской войны в 1920-1921 гг. против Антонова. После демобилизации в 1923 году работал в Воронеже. Член ВКП(б) с 1930 года, партийный билет №1342923. С 1930 года в пограничной охране, направлен в Пограничную школу. С 1931 года в Средней Азии, участвует Туркменской боевой операции войск ОГПУ в 1932 году. С 1932 года начальник заставы «отдельной Ташрабатской пограничной комендатуры ОГПУ СССР по Средней Азии в составе Киргизской АССР (Северная часть).» В 1941 году капитан Д.М. Попов начальник 2-го отделения (боевой подготовки) штаба 100-го пограничного отряда ПВ НКВД Мурманского округа. Участник Великой Отечественной войны с 6.1941 года. С началом военных действий капитан Д.М. Попов назначается начальником Охраны тыла Мурманского направления 14-й армии. Погиб в бою 09.09.1941 г. в районе Ура-Губа, труп захвачен противником. Награды: орден Красного Знамени (09.01.1942, посмертно). В 1936 году от НКВД шашкой. Попов Имя Дмитрий Отчество Дата рождения/Возраст __.__.1906 Место рождения Воронежская обл., г. Воронеж Последнее место службы КарФ ОТ 100 ПО ВВ начальник 2-го отделения штаба пограничного отряда Воинское звание капитан Причина выбытия убит Дата выбытия 09.09.1941 труп захвачен противником Место выбытия Мурманская обл., Полярный р-н, ст. Ура-Губа, в районе Название источника информации РГВА Номер фонда источника информации 38650 Номер описи источника информации 1 Номер дела источника информации 877 лист 268 Семья, жена Бугаева Зоя Николаевна, Фрунзенская область, ст. Кант. Райпотребсоюз. |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | ||||
Детальная карта дислокации 22 июня 1941 года.
Автор DRAGON_FIRST_1
Раздел Великая Отечественная война
Ответов 12
Последнее сообщение 14.01.2022 23:08
|
||||
Граница. 22 июня 1941 года
Автор Avtor
Раздел Архив устаревших тем
Ответов 914
Последнее сообщение 30.08.2018 00:02
|
||||
22 июня 1941 года - Пограничные войска в первые дни Великой Отечественной войны
Автор Perep
Раздел Архив устаревших тем
Ответов 168
Последнее сообщение 07.06.2018 16:44
|
||||
22 июня 1941 года "Грустные ивы"
Автор Sable
Раздел Видеоклипы о Пограничных войсках
Ответов 0
Последнее сообщение 28.05.2015 06:32
|
||||
22 июня 1941 года (документальный фильм, 2006 год)
Автор Sable
Раздел Кино и видео материалы о Пограничных войсках.
Ответов 2
Последнее сообщение 01.07.2011 11:10
|
|