|
|
Боевые страницы истории Пограничных Войск. Здесь Вы можете рассказать и прочитать о героях пограничниках, их подвигах, памятных датах Пограничных войск. |
|
Опции темы |
#1
|
||||
|
||||
75 лет АВПКООРКУ
«Первое в жизни –
честно служить Отчизне» Г.Державин. Е.НАЗАРОВА, ветеран института Вот и наступил 75-летний юбилей одного из уникальнейших, старейших, высших военных учебных заведений Республики Казахстан. Оно родилось в трудные 30-е годы ХХ века решением коллегии Объединенного Государственного Политического управления (ОГПУ) в предместье столицы Украинской ССР г.Харькова Померках и называлось Второй нормальной школой пограничной охраны и войск ОГПУ. Пройдя все этапы своего развития с юности, возмужания и зрелости, накопив опыт и мудрость, выпустило из своих стен десятки тысяч офицеров-пограничников, овладевших высокими военными знаниями и приобретших такие моральные качества как беспредельная любовь к Родине, мужество и отвага, готовых отдать в любой момент жизнь за счастье, покой и мир своего народа, защищая Государственную границу от всяких проникновений, диверсий, военных провокаций со стороны врагов. Многие из них стали генералами и героями, такими их воспитали опытные командиры и преподаватели – люди «с горячим сердцем, чистыми руками и холодным умом», посвятившие всю свою трудовую деятельность формированию новых боевых командиров с высокими идейными убеждениями, смелых и отважных. Мне посчастливилось знать этих людей, которые стояли у истоков истории Военного института и захотелось рассказать читателям нашего журнала о них. В те годы в школу-училище почти до начала Великой Отечественной войны, да и во время ее принимались курсанты с семилетним образованием. Учебная программа отрабатывалась в течение шести месяцев. Основной профиль был кавалерийский. Менялось название школы, ее профиль, учебная программа, сроки обучения, но оставалась неизменной одна цель – усовершенствование учебного процесса и выпуск специалистов, способных умело решать задачи по охране Государственной границы. В апреле 1938 г. школа переименована в Харьковское военное училище пограничных и внутренних войск НКВД со сроком обучения два года, продолжается совершенствование учебного процесса. Идет отбор преподавателей из лучших вузов столицы, имеющих большой педагогический опыт работы и лучших специалистов из пограничных войск. Среди них был Ковров Константин Михайлович, человек необычной, интересной судьбы. Родился в зажиточной многодетной семье крестьянина, в которой все ее члены трудились от восхода солнца и до заката, своими силами обрабатывали небольшой кусок земли, на котором вели домашнее хозяйство. Рядом с селом стоял лейб–гвардейский драгунский полк, куда подростком Костя с отцом возил молоко и другие продукты. Однажды, один из офицеров, заметил с каким восхищением и любовью мальчишка смотрел на его коня, посадил его в седло, и тот не испугался хода коня. Через несколько дней, в следующий их приезд офицер подошел к отцу: «Я смотрю у твоего сына особый дар в понимании коня, давай нам его в воспитанники, жалеть не будешь»… Отец с радостью согласился и в 10 лет мальчик стал воспитанником полка, при котором окончил гимназию, а затем в 1911 г. – с отличием высшую школу наездников при Генеральном штабе царской армии. Его учителем был основоположник высшей школы верховой езды итальянец Филис. Он считал, что у него талант наездника от бога. По силе удара, красоте посадки в седле и умении подчинить коня своей воле ему не было равных. Затем успешно прошел курс фехтования, вольтижировки и гимнастики. Став унтер-офицером лейб-гвардейского драгунского полка в годы империалистической войны храбро сражался, за что неоднократно был награжден Георгиевскими крестами. С победой Октябрьской революции Константин Михайлович, будучи командиром эскадрона, вместе со своими кавалеристами перешел на сторону Красной Армии, был одно время командиром по особым поручениям во Второй Конной Армии, командиром эскадрона. В 1922 г. его направляют в г.Харьков помощником начальника курсов высшего комсостава, затем откомандировали в Управление ОГПУ Средней Азии. С 1934 г. он свою военную судьбу связывает с 46–м погранотрядом НКВД, а затем с 1937 г. получает назначение в Харьковское военное училище пограничных и внутренних войск НКВД – старшим преподавателем техники конного дела и прослужил в нем всю свою дальнейшую жизнь до пенсионного возраста, ушел на заслуженный отдых в чине полковника. Будучи гостренером по конному спорту, подготовил несколько известных чемпионов Советского Союза, в том числе и казахстанцев, выполнил важное правительственное задание – найти в пределах Союза лошадь ахалтекинской породы, для участия в международных соревнованиях. И он нашел Абсента на конном заводе ст.Луговой, подготовил к выступлению и привез из Мельбурна олимпийскую золотую медаль. За заслуги перед Родиной он награжден орденом Ленина, дважды орденом Красного Знамени, орденом «Отечественной войны» 2-й степени и рядом медалей. Президиум Верховного Совета Казахской ССР наградил его медалью «50 лет Вооруженным Силам», за активное участие в гражданской войне, в борьбе за установление Советской власти 1917-1922 гг. и медалью «За боевые заслуги». Я сижу в его прежней квартире, где сейчас живет его сын Юрий – сам уже пенсионер, рассматриваем их семейный архив, где передо мной на снимках стоит ловко скроенный, крепкий, уверенный в себе офицер… Продолжил его мастерство подполковник Гарбуз Иван Андреевич – преподаватель конного дела уже высшего пограничного командного училища КГБ. С детства будучи сиротой, приютили его на одном из украинских конезаводов, готовящих лошадей для армии. Привязался Ванюша к одному жеребенку, назвал его Питомец. Сам не съест кусочек сахара, а несет своему любимцу, или выпросит у повара для него морковку, подкармливал его, купал, чистил и стал ездить верхом. В четырнадцать лет уже успешно участвовал в конно-спортивных состязаниях. Как-то прибыли на завод для отбора лошадей два офицера Харьковского пограничного военного училища. Понравился им Питомец, – сказали: «Готовьте на отправку». Разрыдался мальчишка: «Не отдам». Переглянулись офицеры и молча ушли. А через два дня подходит один из них и говорит: «Собирайся, Иван, поедешь с нами вместе со своим конем». Так стал он воспитанником учебно-кавалерийского дивизиона. Заботились о нем коллективно, устроили в школу, следили за учебой и понемногу привлекали его за уходом за лошадьми. В 1937 г. ему исполнилось 18 лет и его призвали в армию и оставили служить при училище, он охотно осваивал приемы верховой езды. В 1940 г. его зачислили курсантом училища, но проучился он всего один год. Началась Великая Отечественная война. Он досрочно выпускается и назначается командиром взвода разведки Юго-Западного фронта. А в октябре училище передислоцируется в г.Ташкент. Осень выпала дождливой и холодной. Переход был пеший, почти без отдыха день и ночь, лошади тянули тяжелые повозки с оружием, с трудом вытаскивая ноги из размытой, разбитой дороги… В августе 1944 г. училище прибывает в г.Алма-Ату. В 60-х годах Иван Андреевич уже подполковник, старший преподаватель конной подготовки. Его любимец Иртыш блестяще танцевал вальс, брал препятствия, умело вальтижировал и т.д. Ему присвоили звание мастера спорта, заслуженного тренера Республики Казахстан, награждался различными грамотами и дипломами ДОСААФ. Из училища курсанты выходили опытными наездниками. Подполковник Иван Андреевич Гарбуз прослужил в училище 28 лет и будучи в отставке продолжал свое любимое дело, подготовив десятки чемпионов по конному спорту. Сейчас ему 87 лет, он уже не может активно участвовать в ветеранской работе, но всегда с любовью вспоминает всех, кто в годы его службы был рядом с ним. Сразу же скажу несколько слов о начальнике ветеринарной службы ветвраче, окончившем ветеринарное отделение Казанского университета. По его окончании был направлен в Харьковское военное училище – полковнике СОКОЛОВЕ Константине Михайловиче, человеке больших знаний, умеющего выходить с достоинством из любых ситуаций в работе. Умелый руководитель, широкообразованный, любящий людей, отзывчивый друг, большой театрал, внешне привлекательный, настоящий господин офицер. И хотя давно его уже нет с нами, его образ хранится в нашей памяти. Интересна по-своему судьба подполковника ТАУБЕ Михаила Александровича, преподавателя административной службы. Он сын генерала царской армии барона фон Таубе – крупного военного специалиста, смелого и мужественного офицера в годы гражданской войны, перешедшего на сторону Красной Армии, воевавшего с колчаковской армией за освобождение г.Омска, где был схвачен белогвардейцами и расстрелян. Благодарный русский народ поставил за его заслуги перед Родиной памятник в городе. Михаил Александрович тоже избрал себе профессию защитника Родины. Он - участник боев на озере Хасан, у реки Халкин-Гол в 1938 г. с японскими милитаристами, награжден орденом Боевого Красного Знамени. Будучи преподавателем, он всем своим обликом, поведением, делами, преданностью воинскому долгу был примером для подражания. Полковник ОСТАПЕНКО Федор Трофимович по окончании института Красной профессуры в 1937 г. был направлен в училище преподавателем истории партии и ряда экономических дисциплин, отличался особым преподавательским талантом, лекции читал доходчиво и интересно. 22 июня 1941 г. у всех было страшное пробуждение среди ночи. Небо было черное от налета немецкой авиации, откуда со свистом летели зажигательные бомбы. Федору Трофимовичу поручили эвакуацию семей в подвалы домов, где было бомбоубежище. Квартиры не закрывались, чтобы в случае пожара можно было в них зайти. Только на площадках стояли дежурные. В сентябре 1941 г. встал вопрос об эвакуации семей в г.Джамбул, где проявились его организаторские способности. Работал он до пенсионного возраста и позже в гражданских учебных заведениях. Подполковник ГОЛОВАЧЕВ Виктор Алексеевич в армию был призван в 1937 г. Участник так называемой «зимней войны» с финнами был рядовым, мужественно исполнял свой воинский долг. По окончании финских событий направлен на курсы политруков, а затем в 46-й погранотряд (Туркмения). В 1948 г. назначен замначальника политотдела АПВУ. Имеет заочно два высших образования. Последние годы преподавал философию. Его за его богатую эрудицию звали «ходячей энциклопедией». Имеет ряд правительственных наград. Умер 1 августа 1988 г. Полковник ДРЕМИН Никифор Григорьевич. В 1930 году был призван в погранвойска. Служил на заставе на Дальнем Востоке. Однажды при задержании перебежчиков за кордон, проявил смекалку, смелость и мужество. Командование, оценив его, направило на учебу в школу младших командиров. После школы Никифор Григорьевич вступает на должность помощника начальника заставы, затем секретарем комсомольской организации N-ского погранотряда. В марте 1933 г. его направляют на годичные курсы в Харьков во Вторую объединенную школу, где по окончании ее он остается служить курсовым офицером, затем преподавателем и т.д. На пенсию ушел с должности начальника учебного отдела ВПКУ. Вся его жизнь – настоящий подвиг. Не каждый мужчина всю свою жизнь может прожить по команде «Подъем!», «Отбой» и на приказ отвечать: «Есть!». Он не один такой. В золотой фонд института можно записать многих – это офицеры санитарной части Галахов, Норочевский, Куприянов, Чумаченко – участники ВОВ, преподаватели Иванов, Волохов, Лаповок, Назаров, Течкин, Михайлов, Авдеев, Филимонов, Круглов, Подгорный, Виноградов, Степанов, Морозов, Романюк и т.д. Всех не перечесть – для этого надо написать книгу. Например, как о выпускнике Харьковского училища Герое Советского Союза генерал-лейтенанте Матвее Кузьмиче Меркулове, посвятившего свою жизнь службе на границе, а в 1976 – 1985 гг. бывшим начальником ВПКУ КГБ при СМ СССР, указом Президента Республики Казахстан переименованного в «Военный институт КНБ РК» в 1993 году. С этого момента начинается новый виток истории – уже его 13 лет тоже ушли в прошлое. И я думаю, что сейчас идет летопись дел, дат и событий, показывающая, что командование института не только продолжит военные традиции, но усовершенствует весь стиль служебной деятельности. И коллектив института достигнет самых высоких успехов в подготовке настоящих господ офицеров, которым можно смело доверить самое дорогое, что есть в жизни – охрану Государственной границы своей родной независимой республики.
__________________
"На войне три четверти всего - моральные силы" © |
|
|||
|
#2
|
||||
|
||||
Re: 75 лет АВПКООРКУ
МЫ ВСЕГДА БЫЛИ РЯДОМ
Е.НАЗАРОВА, ветеран института В мире много знаменательных дат и юбилеев. Но наш, посвященный 75-летию Военного института КНБ РК – первого и самого старейшего, уникального, высшего военного учебного заведения в Казахстане, воспитавшего и обучившего сотни тысяч высококвалифицированных командиров, умело возглавляющих охрану Государственной границы от посягательств внешних врагов, а также оберегающих внутренний мир и покой людей, населяющих просторы Республики – один из самых значимых. И сколько бы не прошло лет с момента его организации и на каких бы отдаленных участках границы не служили выпускники, они помнят годы, проведенные в его стенах, как самые лучшие в жизни. История Военного института уходит в далекие 30-е годы ХХ века, когда 26 декабря 1931 г. приказом коллегии Объединенного государственного, политического управления (ОГПУ) в предместье г.Харькова Померках была организована Вторая нормальная школа погранохраны и войск ОГПУ. Она готовила командиров-кавалеристов, пехотинцев, оружейных техников, автомобилистов, танкистов и даже летчиков. Шли годы. Школа неоднократно меняла наименование, профиль, сроки обучения, но не изменилась главная задача – готовить границе высококвалифицированные кадры командиров. С апреля 1938 г. школа стала именоваться «Харьковское военное училище пограничных и внутренних войск НКВД им.Ф.Э.Дзержинского». Кандидатами в курсанты были прошедшие определенный срок службы на границе, передовики с заводов и колхозных полей, пришедшие по комсомольским путевкам, с семилетним образованием. Конечно, их слабая учебная подготовка (а многие плохо владели русским языком) затрудняла им, несмотря на их горячее желание, жажду знаний, высокое трудолюбие, овладевать военными знаниями. И на помощь им были введены преподаватели общественных дисциплин. Первыми были молодые женщины, жены военнослужащих, с ними я познакомилась уже в алматинский период истории Военного института в 50-е годы, когда работала в училище инструктором политотдела. Это М.Звягинцева-Чепарухина – преподаватель математики, владеющая педагогическим мастерством, волевая, строгая, настолько умело она преподносила курсантам свои бесконечно малые и большие величины или интересно доказывала теоремы «от противного», что курсанты боялись шелохнуться, чтобы не пропустить ни одного слова. И полная ей противоположность – маленькая, тоненькая, настолько интеллигентная женщина – Б.Гилоди. Ее нежный голос был таким привлекательным и убедительным, так она умело манипулировала различными «синонимами» и «антонимами», объясняя своим слушателям, какой богатый русский язык и учила их правильно использовать его в своей речи. Полина Яковлевна Литвинова – филолог, страстный любитель поэзии, греческих мифов и романов, всю свою трудовую деятельность до ухода на пенсию, будучи заведующей библиотекой, сформировала книжный фонд, сохраняла его и доводила до каждого читателя лучшие произведения мировых писателей. Так случилось, что в 1965 году я от нее принимала почти полмиллионный фонд и встретила огромное количество книг со штампом Харьковской библиотеки и удивилась их сохранности, несмотря на двойной переезд в годы Великой Отечественной войны из Харькова в 1941 г. в Ташкент, а в 1944 г. из Ташкента в Алма-Ату. Капитан медслужбы Татьяна Федоровна Частнова вместе с личным составом пережила все трудности передислокации училища в г.Ташкенте в октябре 1941 г., которая проходила в трудных погодных условиях, под непрерывным дождем, днем и ночью, по бездорожью маршем шли колонны курсантов под руководством командиров, на пределе человеческих возможностей. Но приказ был выполнен. И рядом с ними шла Татьяна Федоровна и другие женщины медслужбы, на ходу, оказывая нуждающимся медицинскую помощь. А в это время ее два маленьких сына ехали в эшелоне с другими семьями в г.Джамбул. Их сопровождали старшая медсестра Булавина Полина Федоровна, санитарка Верменич Федосья Михайловна, потерявшая в первый же день ВОВ своего мужа, дочь и мать. По прибытии в Ташкент курсанты одновременно учились и работали на строительстве военного городка. Это дало возможность через год воссоединиться семьям. Т.Частнова обладала не только стойкостью и мужеством, но и женским обаянием, так необходимым для каждого врача, когда больным при обращении за помощью, в первую очередь, видя ее приветливую улыбку, теплый взгляд, и слыша ее мягкий, ободряющий голос, становилось легче. Алматинский период жизни, начавшийся в августе 1944 г., тоже был не из легких. Санчасть расположилась в одной из казарм, бывшего II Кавалерийского полка, отправленного на фронт. Сразу же разгородили ее для приема больных, а также для жилья семей медработников. Поскольку училище расположилось вне черты города, рядом не было медучреждений, Т.Частновой приходилось одновременно совмещать работу педиатра, леча детей военнослужащих. В конце 50-х годов ее откомандировали в ташкентское суворовское училище. Старший сын Станислав Иванович окончил АПВУ, отслужив положенный срок, ушел на пенсию. Соколова Ольга Павловна – делопроизводитель тыла, страстный театрал, отличавшаяся собранностью, аккуратностью и исполнительностью, имея трех дочерей, находила время участвовать в драматическом кружке вместе с мужем полковником К.Соколовым. Мария Федоровна Коврова, выходец из дворянской среды, социал-демократка, перешедшая в годы революции на сторону большевиков, долгие годы работала в органах госбезопасности. Ее тактичность, деликатность в разговоре и манерах, общая элегантность, отличали ее от других женщин. Но она всегда была со всеми приветлива, готовая в трудную минуту прийти любому на помощь. Ее муж К.Ковров, выдающийся тренер-коневод, обладающий необычной интуицией в выборе и объездке лошадей, имел всесоюзное признание. Обо всех не скажешь, но все они были для меня примером для подражания. 1950 годы. В те времена сотрудниц называли «вольнонаемные», но они хотя и были без погон, наравне с офицерами, не считаясь со временем, работая во всех отделах управления, преподавателями на кафедрах, всегда делали все возможное, чтобы порученную работу выполнять в срок, грамотно и умело. Такие работницы, как секретарь-делопроизводитель Лидия Григорьевна Кислова, принципиальная коммунистка, патриотка училища, с высоким чувством служебного долга была не только блестящим помощником начальнику политотдела, но и советчиком, и другом. Жизнь ее была нелегкой, в двадцать один год став вдовой, с двумя малолетними детьми в годы ВОВ поехала служить на границу, а затем все последующие годы даже после ухода на пенсию продолжала работать уже инструктором политотдела по учету партийных и комсомольских документов. Вела большую общественную работу, была председателем женсовета, участвовала в спортивных командных соревнованиях – стреляла, ходила на лыжах, участвовала в шахматных матчах. Это была моя верная, преданная подруга и наставник, да и не только моя – она никогда не проходила мимо тех, кому могла оказать помощь словом или делом. И, конечно, все, кто хоть раз встречался с ней на своем жизненном пути никогда не забудут эту всегда молодую, стройную, привлекательную женщину. А я продолжаю дружить с ее дочерью, уже пенсионеркой, и ее внучками. И память о ней жива в моем сердце и будет продолжать жить, пока будет биться мое сердце. Я не могу не сказать о легенде нашего института, проработавшей 46 лет своей жизни в стенах института в самых различных отделах, Таисии Григорьевне Журавлевой, ушедшей на заслуженный отдых в 2000 г. Ее уникальная память помогала ей в работе. Ей не надо было обращаться к архивам, любую справку о людях, работающих многие годы рядом с ней, она давала с ходу. В ее жизнь война вошла, когда ей исполнилось 14 лет. Жила в Подмосковье, в рабочем поселке Куровское и сразу же по комсомольской путевке была направлена на оборонный завод учеником слесаря. За доблестный труд в годы ВОВ награждена медалью. Перед уходом на пенсию она руководила чертежным и машинным бюро, секретной библиотекой, архивом. Она настолько умело освоила стиль служебных документов, что часто тактично подсказывала исполнителям на допущенные ошибки. И сейчас в свои 79 лет активно участвует в ветеранской работе. Вместе с нею работали жены офицеров: Новикова, Иванова, Рожкова, Ващенко, Аминева, Лесухина, Беккаревич, Таратута и др. В тыле успешно трудились Киргинцева, Рымаух. Под руководством завстоловой Т.Калиниченко, тоже проработавшей в училище свыше 30 лет, трудились повар Н.Пичугина, кондитер И.Шварева, буфетчица Шубина. В пошивочной мастерской – Н.Попова. Обо всех не расскажешь, но основное их качество – высокое трудолюбие, ответственность за порученное дело на каких бы должностях они не работали. 60–80-е годы. Июнь 1960 г. Училище переименовано в Высшее пограничное командное училище КГБ при СМ СССР. Изменяется его статус и структурная организация. Вместо циклов образуются кафедры и добавляются новые – высшей математики, физики, химии. Обучение идет по высшему профилю. Их возглавляют пришедшие из столичных вузов профессора, доценты – лучшие преподаватели города, имеющие большой педагогический опыт работы. Кафедру иностранных языков возглавляет с 1963 года кандидат филологических наук М.Брофман. Она с коллективом создают новые учебно-методические пособия и материальную базу кафедры. Это доцент В.Мова, преподаватели Быкова, Борисова, Лочи, Гетта, Деревянко, Меняйло, Ветышева, придавая особое внимание развитию устной речи курсантов по английскому и немецкому языкам, навыки чтения и понимания военных текстов в пределах программ. Это были женщины высококультурные, широкообразованные, интеллигентные, отдавшие курсантам все свои знания. На кафедре математики трудились Л.Кравченко, Т.Семененя, старший преподаватель кафедры химических наук Л.Плотникова, кафедру физики возглавляла Алексеева, историю СССР читала Т.Гороховская, на кафедре психологии и педагогики – В.Куфтырева. Все они занятия вели ярко, увлеченно, терпеливые, энергичные, исполнительные помогали командованию в воспитании и обучении курсантов – вели большую общественную работу. Большую помощь им в обеспечении учебной литературой оказывали сотрудники общей библиотеки Н.Макогон, Е.Берестнева, Н.Савченко, Л.Головачева, Чумаченко, Квиткина и вели среди курсантов лекции, беседы по культуре поведения, любви и дружбе, этики взаимных отношений и т.д. В эти годы училище стало не только гордостью погранвойск СССР, но приобрело и международное значение. Здесь проходили переподготовку офицеры Болгарии, Чехии, Польши, Кубы, ГДР, а с 1982 г. в его стенах обучались офицерские кадры для стран Востока и Африки.
__________________
"На войне три четверти всего - моральные силы" © |
Метки |
авпкоорку |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | ||||
Музей АВПКООРКУ (Академии погранслужбы КНБ РК)
Автор wanderer
Раздел Виртуальный пограничный музей
Ответов 18
Последнее сообщение 26.08.2019 21:52
|
||||
"О кузнеце", т.е АВПКООРКУ им.Ф.Э.Дзержинского
Автор БКЮ1
Раздел Стихи пограничников
Ответов 7
Последнее сообщение 15.11.2007 14:39
|
|