![]() |
|
#1
|
||||
|
||||
Флот ОКПС
Фотографии кораблей, катеров, яхт их ТТХ.
|
![]() |
|||
|
|||
|
#2
|
||||
|
||||
Re: ФЛОТ ОКПС
ВАРЯГ, Винтовой корвет «Варяг» Балтийского флота. Построен в 1861 г. Имел водоизмещение 2144 т., на вооружение находилось 18 орудий. На нем в 1873 г. впервые был поднят таможенный флаг. Исключен из списков 21.06.1886 г.
|
#3
|
||||
|
||||
Re: ФЛОТ ОКПС
АБРЕК, (минный крейсер, посыльное судно 2-го ранга). Крейсер пограничной стражи «Абрек». Был построен в Або-Крейт в Финляндии в 1896 г. Главные размерения: составляли: 65,7 х 7,7 х 3,1/3,2 м., водоизмещение 620/534 т., скоростью – 21 уз., запас плавания 1000 миль, мощностью машины 5000 л.с. На вооружение находились две 75 мм., четыре 47 мм. пушки и два торпедных аппарата. Экипаж 7/72 чел. В 1908 г. передан из ВМФ в состав ОКПС. Находился при 4-й Рижской бригаде пограничной стражи. В 1948 г. был сдан на слом.
|
#4
|
||||
|
||||
Re: ФЛОТ ОКПС
БЕРКУТ, (паровой крейсер). Крейсер пограничной стражи «Беркут». Был построен в Финляндии в 1904 г. Главные размерения: составляли: 46,8 х 6,6 х 2,4 м., водоизмещение 322 т., скоростью – 13,5/10 уз., запас плавания 2000 миль, мощностью машины 1200 л.с. На вооружение находились четыре 47 мм. и две 37 мм. пушки. В 1904 г. вошел в состав ОКПС. Находился при 2-й Ревельской бригаде пограничной стражи. В 1918 г. оставлен в Финляндии.
|
#5
|
||||
|
||||
Re: ФЛОТ ОКПС
Первым кораблем, предназначенным для выполнения задач морского пограничного надзора в черноморском регионе стал паровой крейсер «Ястреб», построенный в Одессе.
25 апреля 1900 года в Андросовской гавани состоялось торжественное его освящение настоятелем Николаевской портовой церкви протоиереем отцом Иоанном Розовым. Проходило оно в присутствии всех офицеров бригады, представителей Одесского торгового управления и других приглашенных лиц. По окончании торжества на крейсере было совершено пробное плавание в открытое море, которое оказалось «весьма удачным». Первым капитаном этого пограничного корабля стал капитан Суриков, а заведывающим оружием и судовой командой назначен ротмистр 23-й Одесской пограничной бригады Старк Илло Карлович. Крейсер имел водоизмещение 60 т., его главные размеры составляли: 21 х 6,3 х 1,3 м., обладал запасом плавания в 600 морских миль, скоростью - 9/10 уз., мощностью машины в 150 л.с., на вооружение находилась одна 76 мм. пушка. «Ястреб» вошел в состав ОКПС с апреля 1900 г. и находился при Одесской бригаде пограничной стражи с местом базирования в карантинной гавани в черте Одесского порта. В середине декабря «Начальник 5-го Округа пограничной стражи генерал-лейтенант Н.А. Акимов, командир Одесской бригады генерал А.Г. Зякин и другие чины корпуса на «Ястребе», встречали прибывшего в Одессу на пароходе Р.О.П. и Т. начальника штаба ОКПС генерала В.В. Сахарова. Где ему был поднесен хлеб и соль». В этом же году (в декабре 1900 г.) «Ястреб» был передан в Измаильскую бригаду пограничной стражи. |
#6
|
||||
|
||||
Re: ФЛОТ ОКПС
Крейсер «Ворон». Однотипный с паровым крейсером «Ястреб» и по вооружению и по техническим данным корабль. Построен в апреле-мае 1900 года в Одессе на той же верфи и был предназначен для прикрытия берегов Крыма, Азовского моря, Керченского пролива и Северного побережья Кавказа от контрабандистов.
Местом базирования ему определялся Особый Керченский отдел 5-го округа ОКПС. Еще до отправки крейсера к месту назначения его посетил командир Отдельного корпуса пограничной стражи генерал от артиллерии, генерал-адъютант Свиньин. В июне 1900 г. он проводил инспектирование частей 5-го Округа. Это событие отражено в газете «Южное обозрение» за 26 июня 1900 г.: «Командир корпуса посетил крейсера 5-го округа, «Ястреб» и «Ворон». На «Ястребе» генерал прошел к Нефтяной гавани, а оттуда, пересев на крейсер «Ворон», возвратился в гавань. Командир корпуса остался доволен новыми черноморскими пограничными кораблями и их командами». С началом Первой Мировой войны «Ворон» включается в состав действующего Черноморского флота. Во время гражданской войны в составе Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР) но, при эвакуации частей Белой Армии из Новороссийска, 27 марта 1920 г., он был оставлен в порту в неисправном состоянии. После занятия города частями Красной Армии, менее чем за пять месяцев, был восстановлен рабочими Новороссийского порта. С 6 августа этого же года крейсер начинает применяться для охраны водного района Новороссийской базы морских сил Черного моря. В дальнейшем используется как сторожевой катер. 21 января 1921 года во время шторма крейсер «Ворон» потерпел крушение и затонул в районе Анапы. |
#7
|
||||
|
||||
Re: ФЛОТ ОКПС
Паровой крейсер «Коршун» (с 13.12.24 г. «Красный Аджарец», затем «Аджарец» и «Э-4» ) водоизмещением 100 т., имел главные размеры: 30.5 х 6.1 х 1.2 м., обладал запасом плавания 380 морских миль, при скорости хода 8/11 уз./ч., мощность машины составляла 225 л/с., на вооружении находились два 37 мм. пятиствольных орудия Гочкисса.
«Коршун» был построен в Одессе на верфи Товарищества Беллино-Фендерих и 2 декабря 1900 года, принят комиссией под председательством начальника 5-го округа пограничной стражи генерал-лейтенанта Акимова. С 11.12.1900 года крейсер входит в состав 23-й Одесской пограничной бригады. Первым его командиром стал капитан А.М. Петрович. В 1902 г. командиром крейсера назначен ротмистр Петр Зиновьевич Худынцев который прокомандовал крейсером девять лет, вплоть до 1911 г. ( с 1904 г. – лейтенант, с 1906 г. капитан 2-го ранга, с 1910 г. капитан 1-го ранга; проживал в г. Одессе последовательно до 1903 г. на Преображенской 4, с 1904 г. на Надеждинской 5, с 1905 г. на ул. Гоголя 7). В 1911 г. его сменил старший лейтенант флота Киткин Константин Алексеевич, по имеющимся данным командовавший крейсером «Коршун» и в 1915 г. (далее информация отсутствует). Помощниками командира крейсера в разные годы назначались: в 1902 г. поручик Агищев Борис Николаевич (с 1905 г. – мичман, с 1906 г. – лейтенант), с 1906 г. лейтенант Ивашенко Александр Михайлович который прослужил на крейсере до 1909 г., его сменил отставной лейтенант Орлов Борис Павлович, с 1910 г. помощником командира крейсера назначается лейтенант Кушнаренков Иван Власьевич, а с 1912 г. лейтенант Бойченко Пантелеймон Васильевич. Экипаж крейсера «Коршун» активно борется с контрабандистами на море, за время его службы отмечено более 100 случаев задержания крупной контрабанды. Но помимо этого крейсер выполнял и другие задачи – неоднократно сопровождал императорскую яхту «Штандарт» в Ливадию, охранял царскую резиденцию с моря. Не раз крейсер и его экипаж отмечались за образцовое несение службы. Так в одном из приказов по пограничной страже за 1905 г. говорилось: «По рассмотрении отчетов о плавании крейсеров флотилии ОКПС за 1904 г., выяснилось, что наибольшею деятельностью отличался крейсер Одесской бригады пограничной стражи «Коршун», имевший за навигационное время 1569 ходовых часов и сделавший по своей дистанции 13500 миль плавания. За столь ревностную службу объявляю свою благодарнисть командиру крейсера «Коршун» капитану 2-го ранга Худынцеву. Командир ОКПС генерал от артиллерии А.Д. Свиньин». Вскоре капитан 2-го ранга П.З Худынцев заслужил благодарность от шефа ОКПС - министра финансов статс-секретаря Коковцева. Этот было связано с беспорядками происходившими в Одессе в период пребывания на ее рейде броненосца «Потемкин». Приказ шефа пограничной стражи № 35 от 7 сентября 1905 г. гласил: «Начальник Одесского торгового порта уведомил командира Одесской бригады, что 15 июня сего года вечером, во время стоянки на Одесском рейде броненосца «Князь Потемкин Таврический» и миноносца № 267, в разгар беспорядков в порту, с моря прибыл в Одесскую гавань крейсер Одесской бригады «Коршун» под командой капитана 2-го ранга Худынцева, благодаря энергии, находчивости и распорядительности которого крейсер был укрыт от команды взбунтовавшихся судов на столько быстро и хорошо, что мятежникам не удалось привести в исполнение свое намерение задержать крейсер и присоединить его к себе, подобно тому, как это было сделано ими в отношении некоторых других судов. Ставя это обстоятельство в личную заслугу капитана 2-го ранга Худынцева, считаю приятным долгом объявить ему мою благодарность. Подписал: шеф пограничной стражи, министр финансов, статс-секретарь Коковцев». До начала первой Мировой войны, после чего в соответствии мобилизационного плана он включается в состав военно-морских сил Черного моря. В ноябре 1920 года он оставлен белогвардейцами при эвакуации из Крыма, а в декабре 1920 года захвачен частями Красной армии и включен в состав морских сил Черного моря. В 1921 году на крейсере проводится капитальный ремонт, после чего корабль передается в аренду трудовой артели «Абхазия». А затем в качестве посыльного судна и судна связи он входит в состав плавсредств судоподъема и ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) Одесской военно-морской базы Черноморского флота. С началом Великой Отечественной войны рейдовый буксир «Аджарец» зачисляется в состав действующего военно-морского флота. С целью предотвращения проникновения в порт торпедных катеров и подводных лодок противника, он устанавливает заграждения, между оконечностями нового волнолома и мола нефтяной гавани. Так с его участием были прикрыты два главных входа в порт, боновыми заграждениями с проволочными сетями. Третий заграждается находящимися в капитальном ремонте судами. Он принимает участие во многих аварийно-спасательных работах. Тушит загоревшийся теплоход «Аджария» и спасает его груз. 22 сентября 1941 года буксирует в порт поврежденный авиацией противника эсминец «Безупречный», который своими орудиями прикрывал высадку нашего десанта в районе села Григорьевка. «Аджарец» постоянно несет боевое дежурство у бонового заграждения на участке между Воронцовским маяком и старым волноломом. Обеспечивает разгрузку боеприпасов и военной техники доставляемую на транспортах в Одессу. Командир «Аджарца» Ефим Васильевич Клименко, рулевой старшина 1-й статьи Корниенко, машинисты мичман Капица и Готвальд, а так же другие матросы, все время обороны города, бессменно находились на судне, которое постоянно подвергалось воздушным бомбежкам и артиллерийскому обстрелу. До последних дней обороны города «Аджарец» нес боевое дежурство в порту. И уже перед оставлением Одессы, оперативная группа в которую входил «Аджарец» получила приказ: «С целью затруднить вход в порт вражеских кораблей, затопить в районе двух главных входных ворот порта загороженных бонами, две старые баржи, два плавэлеватора, копер и на рассвете 16 октября – плавкран «ПК-2». К месту затопления эти плавсредства отбуксировались «Аджарцем», и там были подорваны минерами. 16 октября 1941 года гавань практически опустела. Оставались только два тральщика «Щит» и «Взрыватель» которые осуществляли минные постановки и рейдовый буксир «Аджарец» выполнявший специальное задание командования. В 7 часов 30 минут этого же дня по единственному, но уже заминированному проходу, в боновом заграждении, «Аджарец» вышел в открытое море. Он был последним судном, оставившим Одесский порт. К сожалению, путь его оказался не долгим. Пройдя 12,4 каб. на северо-восток от мыса Ланжерон, ввиду полученных повреждений от ударов авиации противника и невозможности следовать дальше, он по приказу командования, подрывается экипажем. Так закончилась долгая морская служба, бывшего крейсера пограничной стражи, продолжавшаяся более сорока лет. «Аджарец» затонул на глубине 15-16 метров. Возможно его останки, нашедшие место своего последнего успокоения недалеко от места своего рождения, до сих пор хранят воды Черного моря. (Координаты затопления 46.29.51 и 30.47.45). Фото: фельдфебеля крейсера "Коршун" Семена Чуйко и команды одного из пограничных крейсеров на Черном море. |
#8
|
||||
|
||||
Re: ФЛОТ ОКПС
Моторный крейсер «Ястреб» был построен в 1911 году «Обществом Николаевских заводов и верфей» в Николаеве по собственным чертежам для отдельного корпуса пограничной стражи. Его водоизмещение составляло 370 т., главные размеры: 49.3 х 6.7 х 3.94 м., запас плавания 3620 миль. при 14,5 уз. Хода, максимальная скорость 15 уз. Запас жидкого топлива 65 т. На нем были установлены два шестицилиндровых дизель-мотора производства петербургского завода «Л. Нобель». Общей мощностью более 1500 л/с. Проект установки выполнил младший судостроитель Николаевского военного порта капитан В.Е. Карпов. Вооружение крейсера составляли четыре 57 мм и два 37 мм орудия Гочкисса.
В декабре 1912 года после испытаний и сдачи он вошел в состав черноморских судов ОКПС. На испытаниях средняя скорость крейсера достигала 15,42 узла при 315 оборотах. Надо отметить, что испытания проводились при свежей погоде с ветром в 4 балла и зыби до 3 баллов. В течении 12 часового испытания полным ходом все механизмы работали удовлетворительно, правильно и без добавочного охлаждения. Результаты маневрирования главными машинами, включая перевод с полного переднего на полный задний ход, оказались прекрасными. Это было первое судно на Черном море снабженное двигателями внутреннего сгорания. Судно разделялось шестью главными водонепроницаемыми переборками на 7 отделений. Между второй и третьей переборками в носовой части находилось командное помещение на 32 человека, с металлическим трапом на верхнюю палубу. За командным помещением были расположены две каюты одна на двух, а другая на четверых человек. При них имелась прихожая и отдельный трап на палубу. Под этими помещениями располагались три отсека, отделявшиеся друг от друга водонепроницаемыми переборками. Носовой отсек предназначался для двух цистерн пресной воды, на 100 ведер каждая, средний для бомбового погреба и кормовой – для хранения нефти. Этот последний отделялся от бомбового погреба коффердамом (непроницаемый для жидкостей и газов узкий разделительный отсек между соседними помещениями (цистернами) на корабле (судне). Предназначен для изоляции помещений друг от друга, например цистерн питьевой воды от топливных (масляных) цистерн) и был разделен по диаметральной плоскости - переборкой. Между пятой и шестой переборками располагались пять офицерских кают, кают-компания, буфет, ванная с умывальником и ватерклозет. Там же находился коридор с трапом на палубу. Под офицерскими помещениями находились: офицерская кладовая, бомбовый погреб и запасная балластная цистерна. Три нижних отсека отделялись друг от друга водонепроницаемыми переборками. Над кают кампанией располагался светлый металлический люк. Носовая часть судна на высоте фальшборта была покрыта карапасной палубой, за которой следовала остальная носовая надстройка, где помещались командный и унтер-офицерский ватерклозеты, мастерская, малярная и канцелярия. Над этой надстройкой находилась стальная ходовая рубка. За носовой надстройкой следовала средняя надстройка в которой помещались камбуз, станция запасной динамо-машины, умывальная для команды с двумя душами и умывальниками на пять пестиков и фонарная. В корме находилась командирская рубка, металлическая с деревянной внутренней обшивкой, устроенной по вагонной системе. В рубке имелись: прихожая, кабинет, спальня и уборная-ватерклозет. Из рубки имелся выход к трапу ведущему в нижние офицерские помещения. На самой корме помещался привод для непосредственного действия на руль, а перед ним кормовой ручной шпиль. Рулевое устройство было обыкновенного типа. При этом кроме электрического управления рулем имелось приспособление для немедленного перехода к ручному управлению, на случай выхода из строя электрической установки. Два 37 мм орудия размещались по бокам ходового мостика, а остальные четыре 57 мм орудия по бортам крейсера. Водонепроницаемые отделения судна были снабжены водоструйными эжекторами системы Ильина. Каждое отделение выкачивалось отдельно. Мощность каждого эжектора не менее 80 тонн в час. В патронных погребах были установлены краны для пуска воды в трюм. Пожарная система питалась водой из эжекторной магистрали, так же для тушения пожара предназначалась помпа Стона установленная на верхней палубе. Для снабжения пресной водой в машинном отделении была установлена система Круга с холодильником и насосом производительностью 1,5 т пресной питьевой воды в сутки. Для отопления судна применялся пар от паровых котлов установленных в машинном отделении. В машинном отделении были установлен две главные машины, действующие отдельно каждая на свой гребной винт, с числом оборотов 3оо в минуту. Жидкое топливо идущее на работу главных и вспомогательных двигателей, проходило через специально установленные фильтры, которые имелись в двойном количестве, чтобы при чистке одних могли работать другие. Топливо качалось специальным центробежным насосом. 17 сентября 1913 года в Севастополе крейсер посетил Председатель Совета Министров и Министр финансов статс-секретарь В.Н. Коковцев, а через два дня, прибывший из Ливадии, Николай II. Последнее знаменательное событие так описал журнал «Теплоход»: «19 сентября 1913 года Государь Император осчастливил своим осмотром крейсер пограничной стражи «Ястреб», причем его Имп. Величество подробно ознакомившись с установленными на крейсере двигателями Дизеля, изволил обратить особенное внимание на быстроту пуска в ход двигателей, а также на быстроту перемены хода с переднего на задний». Планировалась постройка еще трех крейсеров подобного типа в Нижнем Новгороде, но, к сожалению, из-за начавшейся Мировой войны осуществить эти планы не удалось и крейсер «Ястреб» остался последним, построенным для флотилии ОКПС, пограничным кораблем Как и на многих кораблях Черноморского флота экипаж в декабре семнадцатого принял Советскую власть. Но в мае 1918 года в период оккупации территории Украины был захвачен германскими войсками. В октябре 1918 года входит в состав Белого флота, а в декабре 1918 года вновь переходит к англо-французским интервентам. Но после их ухода, в апреле 1919 года, возвращается в состав ВСЮР. Однако при сдаче белыми войсками Ейска, в феврале 1920 г., из-за неисправностей механизмов затопляется ими в Азовском море. |
#9
|
||||
|
||||
Re: ФЛОТ ОКПС
Эскадренный миноносец 2-го ранга «Гридень» был передан в пограничную стражу в 1909 году из состава морских сил Черного моря. На основании Закона «Об увеличении флотилии ОКПС», одобренного Государственным советом и Государственной думой 26 апреля 1909 года он был включен в состав флотилии пограничной стражи. Этим же законом предусматривалось увеличение штата морских офицеров и нижних чинов и выделение средств на содержание, плавание и ремонт крейсера.
Конструктором корабля являлся инженер Федоров. «Гридень» был заложен в 1891 году на верфях г. Николаева, и спущен на воду через два года. Вошел в строй в 1895 году. Водоизмещение миноносца 400 т., главные размерения: 57.2 х 7.0 х 2.1/3.0 м. запас плавания 1600 морских миль, скорость хода 21/22.5 уз. мощность машины 3500 л/с., вооружение шесть 47 мм. и три 37 мм. орудия, два торпедных аппарата. Однако при передаче в пограничную стражу был оставлен без вооружения, и только по ходатайству командования ОКПС на нем были установлены 37 мм. пушки Гочкисса. С переходом в ОКПС крейсер стал патрулировать черноморско-кавказское побережье от Сухума до границы с Турцией, обеспечивая прикрытие морской границы в Закавказье. |
#10
|
||||
|
||||
Re: ФЛОТ ОКПС
РОКСАНА, Крейсер пограничной стражи «Роксана». Был построен в г. Нанте (Фран-ция). Главные размерения: составляли: 37 х 4,2 х 2,04 м., водоизмещение 157 т., скоростью – 12/10 уз., запас плавания 600 миль, мощностью машины 600 л.с. На вооружение находились две 37 мм. пушки. С 1893 г. вошел в состав ОКПС. Находился при 1-й Санкт-Петербургской бригаде пограничной стражи. В 1928 г. разобран на металл.
|
![]() |
|
Метки |
окпс, флот окпс |
|
|
![]() |
||||
Тема | ||||
Осетины в ОКПС
Автор ДЕРВИШ
Раздел Структура ОКПС
Ответов 5
Последнее сообщение 29.02.2020 22:57
|
||||
Офицеры ОКПС
Автор ВЛАДМАЛ
Раздел Документы и фотографии
Ответов 349
Последнее сообщение 13.02.2019 22:31
|
||||
Книга про ОКПС
Автор Dizayner
Раздел ПС в литературе и искусстве
Ответов 4
Последнее сообщение 08.12.2017 07:14
|
||||
С 120-ти летием ОКПС
Автор Карацуповец
Раздел Структура ОКПС
Ответов 13
Последнее сообщение 04.12.2013 16:44
|
||||
Все пропьём, но флот не опозорим!
Автор Бегемот
Раздел Рассказы пограничников
Ответов 11
Последнее сообщение 11.11.2009 21:47
|
![]() ![]() ![]() ![]() |