|
#1
|
||||
|
||||
История авиации ПВ
Вот взято с форума: 9 рота: http://9rota.lacory.ru/viewtopic.php...&view=previous
кстати писал пограничник 1-го ТТАП ФПС РФ 1997-1999. Первый шаг к созданию авиации Пограничных войск сделан в 1923 г., когда для оказания помощи пограничникам, борющимся с басмачами, в Среднюю Азию направили несколько лучших по тому времени самолетов. Тогда же для подготовки летного состава отобрали 40 слушателей Высшей пограничной школы. А первые пограничные авиационные части были созданы 21 июля 1932 г., в соответствии с Постановлением Совета труда и обороны N 100. Вот уже семь десятилетий авиация оказывала и оказывает пограничникам неоценимую помощь в охране и обороне границ. Накануне знаменательного юбилея - 70-летия образования пограничной авиации наш нештатный корреспондент встретился с начальником Департамента авиации Федеральной пограничной службы России генерал-лейтенантом Александром ДУБАСОВЫМ и попросил его рассказать о службе авиаторов-пограничников. - Каковы роль и место авиации в структуре Погранслужбы, ее основные задачи? - Департамент авиации - одно из основных структурных подразделений ФПС России. В состав региональных управлений и пограничной группы обычно входят 1-2 авиачасти - отдельные авиаполки и отдельные эскадрильи. В числе основных - это обеспечение выполнения задач защиты и охраны Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа России, морских биологических ресурсов и внешних границ государств - участников СНГ, а также воздушные поиски, дозоры и патрулирование. Сегодня авиация десантирует подразделения и пограничные наряды, обеспечивает боевые действия подразделений при отражении вооруженных нападений, пресечении вооруженных провокаций. Ни для кого не секрет, что авиационная техника в армии, так же, как и у нас, достаточно изношена. Поэтому одна из основных задач - повышение ответственности должностных лиц за укрепление летной, технологической и воинской дисциплины и правопорядка, систематическая профилактическая работа, направленная на предупреждение преступлений, происшествий и безвозвратных потерь. Обстановка на границе и в пограничных пространствах России требует перестройки деятельности авиационных сил. Предстоящая в связи с этим оптимизация авиационной группировки позволит более эффективно выполнять боевые задачи. - Каковы результаты труда авиаторов-пограничников в 2001 году? - При участии авиации задержано около 30 нарушителей границы, более 120 нарушителей пограничного режима и нарушителей правил рыбного промысла, обнаружено более 300 судов в территориальном море и в исключительной экономической зоне, выполнено свыше 100 наведений на морские и сухопутные цели, высажено (снято) более 1500 пограничных нарядов, выполнено около 5300 полетов на охрану границы, из них около 1800 с пограннарядами на борту, выполнено почти 400 полетов по санзаданиям, эвакуировано почти 1000 больных и раненых, перевезено свыше 7 тысяч тонн грузов и более 67 тысяч служебных пассажиров. Сегодня трудно представить охрану границы на Дальнем Востоке и в Заполярье, в горных и пустынных районах без участия авиации. Благодаря авиаторам в зеленых фуражках спасены жизни многих больных и раненых. Когда чьей-либо жизни угрожала опасность, авиаторы-пограничники приходили на помощь, эвакуируя людей с самых отдаленных и труднодоступных участков границы. Принцип "сам погибай, а товарища выручай" был и остается законом жизни каждого авиатора. Наглядный пример профессионализма, мужества и героизма - выполнение боевой задачи экипажем во главе с командиром авиаэскадрильи подполковником Леонидом Константиновым в мае 2001 г. Экипаж на вертолете Ми-8 выполнял боевую задачу по доставке пассажиров на чеченский участок российско-грузинской границы. При возвращении с боевого задания вертолет был обстрелян с земли. Подполковник Константинов погиб, вертолет получил значительные повреждения. Управление вертолетом взял на себя летчик-штурман капитан Владимир Наров. Экипаж проявил мужество, выдержку и хладнокровие и вывел вертолет из-под обстрела и произвел вынужденную посадку, сохранив жизни пассажиров, которые находились на борту, и вертолет. Леониду Сергеевичу Константинову посмертно присвоено звание Героя России, остальные члены экипажа награждены Орденом Мужества. Большая нагрузка легла на плечи авиаторов весной 2001 г., когда они оказывали помощь администрации Хабаровского края в ликвидации ледовых заторов на реке Амур, и летом в - тушении лесных пожаров. В ходе разведывательно-поисковых мероприятий на участке одного из погранотрядов Забайкальского регионального управления ПС РФ при помощи авиации задержали 49 нарушителей пограничного режима и нарушителя границы. Во время воздушно-поисковых и аэромобильных действий на удаленных и труднодоступных участках российско-казахстанского участка границы, обеспечении жизнедеятельности воинских частей, с помощью пограничной авиации только за один месяц задержали 5 автомобилей, пытавшихся пересечь границу, минуя пункты пропуска, обнаружили 22 большегрузных автоприцепа на территории Казахстана, выжидавших благоприятных условий для пересечения границы, минуя пункты пропуска. Благодаря своевременному оповещению органов погранконтроля эти замыслы осуществить так и не удалось. В сложных условиях приходится действовать авиаторам в Республике Таджикистан. На нее возложены важные задачи по охране внешних границ СНГ, обеспечению служебно-боевой деятельности и авиационной поддержке воинских частей, воздушной разведке и разведывательно-поисковым действиям. Заслуживают самых добрых слов и авиаторы-пограничники, охраняющие внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону, континентальный шельф России и природные ресурсы. На вооружении Тихоокеанского и Северо-Восточного региональных управлений, которые охраняют биоресурсы, в основном самолеты Ан-72, Ан-26 и вертолеты Ми-8, Ка-27. В последние годы там наиболее эффективно использовались самолеты Ан-72. Были случаи применения авиационного бортового вооружения для задержания отдельных судов, ведущих незаконный промысел природных ресурсов, не выполняющих требований государственных морских инспекций. Например, в апреле 2001 г. для обнаружения судна-нарушителя и наведения на него судна государственной морской инспекции "Антиас" вылетел АН-72. Он обнаружил судно-нарушитель "Карповка". После всех необходимых мероприятий перед выполнением стрельбы на поражение командир воздушного судна произвел предупредительные пуски НУРС (неуправляемых реактивных снарядов). По радиостанции передано предупреждение о применении оружия на поражение. В результате нарушитель вышел на связь с патрульным судном. Самолет оставался в районе остановки судна-нарушителя до высадки на него осмотровой группы. Иногда приходится применять оружие на поражение. Так, экипаж самолета обнаружил судно-нарушитель "Парамушир". После предупредительной стрельбы судно не подчинилось требованиям пограничников. Экипаж вынужден был открыть огонь на поражение. Судно получило несколько пробоин в районе рубки. В результате совместных действий судно было задержано. В ноябре 2001 г. самолет Ан-72 Тихоокеанского регионального управления, выполняя полет ночью в сложных метеоусловиях, применил бортовое вооружение. Судно-нарушитель было остановлено. За выполнение задачи экипаж был представлен к государственным наградам. Летный и инженерно-технический состав не раз демонстрировал готовность действовать в экстремальных ситуациях, проявляя при этом мужество, героизм и высочайший профессионализм. В 2001 г. подполковнику Константинову присвоено звание Героя России (посмертно), 34 человека были награждены орденами и 51 человек - медалями. Лучшим среди авиационных частей по итогам 2001 г. признан отдельный авиационный полк Северо-Кавказского регионального управления (СКРУ). На него возложены большие и ответственные задачи по охране границы на Северном Кавказе, включая участок границы с Грузией в Чечне, обеспечение служебно-боевой деятельности погранотрядов, охране природных ресурсов Азовского и Черного морей. В 2001 году авиация СКРУ выполнила более 6 тысяч боевых вылетов, перевезла более 18 тысяч служебных пассажиров и 1 тысячу тонн грузов. - Как вы оцениваете техническое состояние самолетного и вертолетного парка авиации Погранслужбы? - В результате того, что часть авиационного парка была передана в состав национальных пограничных войск стран СНГ, самолетный и вертолетный парк ПС РФ значительно сократился. При этом существенно замедлилось его обновление. Из имеющихся сегодня на вооружении самолетов и вертолетов 20% уже морально устарели. Нарушения в системе централизованных поставок материальных средств, транспортной инфраструктуры привели к росту нагрузок на авиацию, которая в некоторых регионах стала единственным средством, обеспечивающим жизнедеятельность пограничных частей и подразделений, особенно на Севере и Дальнем Востоке. Нарушители границы прекрасно оснащены технически. А находящиеся на вооружении авиации ПС вертолеты неспособны или ограниченно способны решать задачи на границе в сложных метеорологических условиях и ночью, так как их оборудование не позволяет вести поиск и обнаружение нарушителей в этих условиях и производить посадки на неподготовленные площадки. Обстановка на границе и в пограничных пространствах требует перестройки деятельности авиационных сил Погранслужбы с целью более эффективного их применения. В связи с этим пограничная авиация испытывает острую потребность в легкомоторных самолетах и вертолетах отечественного производства, выпуск которых наша авиапромышленность еще не наладила. Такая авиатехника при большей экономичности позволила бы значительно повысить плотность прикрытия линии границы с воздуха. Решение этой, как и многих других проблем, конечно же, зависит от финансирования ФПС России. - Где готовят кадры для авиации Погранслужбы, каков их профессиональный потенциал? - В авиации, как и любом деле, ведущий фактор - человеческий. Летчиков и инженеров готовит Курганский военный институт ФПС России, руководящий состав - в Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина, Военном авиационном техническом университете им. Жуковского. Переподготовку летчики, инженеры и техники проходят в учебном центре. Младших авиаспециалистов готовит наш учебный центр. Сегодня в подготовке летного состава сложилась критическая ситуация. Высококвалифицированные летчики и штурманы в основном достигли предельного возраста службы, а на смену им приходят выпускники с налетом 40 часов и менее. Если раньше в летных училищах выпускников готовили до уровня летчика 3-го класса за 5 лет, то в нынешней ситуации даже невозможно спрогнозировать, когда же молодежь "станет на крыло". Без решения социально-экономических проблем скоро вся авиационная техника останется на земле, а задачи будут выполнять энтузиасты и лишь частично. - В истории авиации Погранслужбы немало профессионалов, отмеченных высокими наградами Родины, почетными званиями. Расскажите о них... - Звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны удостоены 18 авиаторов, а В.М. Голубев стал дважды Героем. В послевоенный период Героями Советского Союза стали два летчика. Шести авиаторам присвоено звание Героя Российской Федерации. Заслуженными военными летчиками России стали 50 пограничников. Заслуженными военными штурманами России - 12 человек. Еще пятерым присвоено звание "Заслуженный военный специалист России". А полковнику С.П. Быкову присвоено высокое звание "Заслуженный пограничник России". В заключение хочу отметить, что 70 лет со дня создания авиации Погранвойск - прежде всего праздник тех, кто в разные годы служил в нашей авиации и продолжает с честью нести нелегкую службу, чьими подвигами, самоотверженным ратным трудом вписано немало страниц в ее героическую летопись. Верность долгу, профессионализм - отличительные черты авиаторов-пограничников. А юным читателям "Военного образования", задумывающимся о выборе жизненного пути, могу сказать: профессия крылатого пограничника - прекрасный выбор для тех, кто решил посвятить себя ратному служению Отечеству. Беседу вел Виктор НОСАТОВ _________________ План "Барбаросса" отводил на захват и прохождение границ СССР 30 минут. Нихрена у них не получилось. Пограничники стояли насмерть. |
|
|||
|
#2
|
||||
|
||||
Re: Вот так бы охранять границу
В воскресенье впервые в истории два российских вертолета Ми-8 достигли Южного полюса, приземлившись в Антарктиде на высоте 2835 метров, где сходятся все земные меридианы. Экспедицию возглавили депутат Госдумы Артур Чилингаров, директор ФСБ Николай Патрушев и его первый заместитель, руководитель Пограничной службы Владимир Проничев. Впервые в истории два российских вертолета Ми-8 достигли сегодня Южного полюса. В 09.00 по московскому времени они совершили посадку в центре Антарктиды на высоте 2835 метров.
«Престиж нашей страны зависит в том числе и от того, насколько Россия активно участвует в полярных исследованиях»Вместе с пилотами в самую южную точку планеты прибыли депутат Госдумы, известный полярник Артур Чилингаров, директор ФСБ Николай Патрушев, его первый заместитель и руководитель Пограничной службы ФСБ Владимир Проничев, а также глава Всемирной метеорологической организации Александр Бедницкий. Как рассказал агентству ИТАР-ТАСС вице-президент Ассоциации полярников России Владимир Стругацкий, перелет проходил в рамках 52-й российской антарктической экспедиции. Бросок из Южной Америки через пролив Дрейка совершили вертолеты Федеральной службы безопасности. Они преодолели 4 тысячи километров и приледнились в точке, где сходятся все земные меридианы, по соседству с американской антарктической станцией «Амундсен-Скотт». «Престиж нашей страны зависит в том числе и от того, насколько Россия активно участвует в полярных исследованиях. Мы надеемся, что благодаря обширным научным программам Международного полярного года Россия будет расширять свое присутствие и в Арктике, и в Антарктиде», - подчеркнул Патрушев 5 января, отправляясь из чилийского города Пунта-Аренас на остров Кинг-Джордж, где находится одна из пяти российских антарктических станций. Постоянно на ней работают 17 российских полярников. А нужно ли это ПОГРАНИЧНИКАМ. Лучше бы истраченные деньги использовали на покупку квартир тем же летчикам. |
#3
|
||||
|
||||
Re: История авиации ПВ
«Граница России», №31, август, 2006 года.
Актуальное интервью «Без нас не обходится ни одна спецоперация…». – генерал-майор Николай Гаврилов, Герой Российской Федерации, начальник Управления авиации ФСБ России: Чуть более ста лет прошло с того дня, когда братья Райт всего на 56 секунд подняли свой аппарат в воздух, открыв человечеству дорогу в небе, новые просторы для творческих свершений и новых знаний. Тяжелый путь прошел человек, пока смог путешествовать на комфортабельных скоростных лайнерах. На заре становления авиации Россия принимала самое активное участие в процессе развития новой техники и в сравнительно короткий отрезок времени стала ведущей державой в разработке и производстве авиационной техники. В канун профессионального праздника наш корреспондент Константин Михалев встретился с начальником Управления авиации ФСБ России, Героем Российской Федерации генерал-майором Николаем Гавриловым. - Николай Фёдорович, несколько дней назад в посёлке, что неподалёку от одного из столичных аэропортов, была открыта мемориальная доска, посвященная авиаторам-чекистам. Связано ли это событие с какой-то датой из истории авиации ФСБ? - На протяжении довольно длительного времени в архивах ФСБ нами были проведены определённые исторические изыскания, проливающие свет на историю создания авиации госбезопасности. С самого начала существования молодого Советского государства органы ВЧК-ГПУ стали привлекать авиационные формирования для выполнения своих функций. И 14-го августа 1923 года был издан первый приказ о формировании авиационных звеньев для войск ГПУ. Поэтому открытие мемориальной доски около аэропорта, который во все времена был основным местом базирования авиации органов безопасности, не случайно. В 1932 году авиация штатно внедряется в состав пограничных войск органов государственной безопасности. А 11 марта 2003 года согласно Указу Президента России В.В.Путина воссоздана авиация ФСБ, действующая в интересах всех служб, в том числе и пограничной. - Так получается, что теперь личный состав авиационных частей ФСБ может получить свой персональный праздник? - Ну, до этого ещё далеко, но сейчас этот вопрос прорабатывается. Учредили же военные летчики свой профессиональный праздник…. На основании имеющихся архивных данных мы намерены обратиться с таким предложением в Совет ветеранов, к командирам авиационных частей и центров, руководству ФСБ. И тогда, глядишь, сможем отпраздновать 85-летие авиации органов государственной безопасности уже 14 августа 2008 года. - Какие основные задачи стоят перед авиацией ФСБ в период реформирования? Наша авиация, как и все органы безопасности, выполняет в первую очередь те задачи, которые ведут к стабильности и укреплению Российского государства. И уйти от охраны государственной границы, этого передового рубежа протяженностью в 61 тысячу километров, мы не м ожжем. Кроме прежних глобальных проблем, оставшихся после развала СССР, появилась новая – терроризм. И она лихорадит не только Россию, но и весь мир. Появившийся сепаратизм (в качестве примера можно привести «чеченский синдром»), потребовал от органов безопасности применения специальных сил. При выполнении ими своих функциональных обязанностей они остро нуждаются в авиационной поддержке. Сегодня наша авиация в состоянии выполнять разведывательные, специальные, огневые, транспортные и иные спецзадачи. В борьбе с терроризмом спецслужбы не мыслят себя без поддержки авиации. Здесь и повышение мобильности как руководящего состава, так и сил быстрого реагирования (подразделения центра спецобеспечения), и оказание санитарной помощи представителям спецслужб и пограничникам, и переброска материальных ценностей, людских резервов. И другие функции для выполнения общих задач. Для этого у нас все есть. Руководство ФСБ понимает роль и значение авиации, поддерживая наши усилия для содержания авиационного парка и летного состава в состоянии боевой готовности. - В чём заключается реформирование авиации ФСБ и как оно проходит? - Несмотря на то, что преобразования, происходящие у нас, достаточно революционны, процесс протекает безболезненно, без каких бы то ни было издержек. Дело в том, что необходимость преобразований назрела очень давно – ещё в 1985 году руководство авиации Пограничных войск КГБ СССР предлагало вывести авиационные полки и эскадрильи из подчинения командования пограничных округов, сделав их частями центрального подчинения. Причина – нецелевое и неэффективное летно-техническое использование летательных аппаратов в пограничных округах. Сейчас это решение о прямом подчинении авиационных центров и отрядов центральному аппарату наконец-то принято. Теперь для выполнения общих задач, стоящих перед службами ФСБ, достаточно подготовить соответствующие заявки, утвержденные Директором ФСБ РФ, для использования авиации. И это правильно, ведь мы, авиационные специалисты, на протяжении многих лет учились максимально эффективно выполнять специфические задачи – транспортные, разведывательные, огневые, вспомогательные. Теперь при получении той или иной задачи от командования мы можем оперативно проанализировать все варианты, предложив наиболее оптимальный и эффективный. Для решения определённой задачи мы предлагаем боеготовый самолет или вертолет, соответствующе подготовленный экипаж, которые в указанный срок с минимальными затратами сделают все необходимое. Анализ за 1-е полугодие 2006 года показал, что общий налет в интересах Пограничной службы по сравнению с прошлым годом уменьшился на 20%. При этом эффективность применения авиации увеличилась в 2.5раза! И это при том, что мы сократили численность личного состава более чем на тысячу человек. Вот что дает компетентное управление силами и средствами, находящимися в распоряжении органов безопасности. Эффективность управления повлекла за собой организационно-штатные изменения. Сейчас из состава региональных пограничных управлений выводятся авиационные части, имеющие войсковую структуру. Ну, а поскольку мы теперь перешли в разряд спецслужбы, то и условные наименования претерпели изменения, теперь они называются – объединенные или отдельные авиаотряды ФСБ России. Их «начинка» полностью соответствует тем или иным регламентным задачам и в зависимости от местных условий может специализироваться. На сегодняшний день органы безопасности имеют мощную авиацию, которая продолжает активно развиваться. Только за последние пять лет мы закупили 10 летательных аппаратов. Из них на 80% выполнены специальные доработки и опытно-конструкторские работы. Как правило, это новые модификации или новые типы летательных аппаратов. - Николай Фёдорович, раньше существовали авиационные эскадрильи и полки, а как теперь? - Все отдельные части превратились авиаотряды двух категорий. Меньшая – отдельный авиаотряд ФСБ РФ, выше – объединенный авиаотряд ФСБ РФ. Внутри структура осталась прежней: эскадрилья, звенья, экипажи. В регионах частями управляют авиационные центры. Кроме этого, преобразилась и структура частей. Поскольку авиация достаточно наукоемкая, технически совершенная часть транспорта, то в военнослужащих срочной службы мы не нуждаемся. Нам нужны узкие высококлассные специалисты, от которых всецело зависят эффективность и качество полетов. В наших планах на будущее Значительное преобразование облика авиации ФСБ путем использования новых технических средств российской разработки, а также применение беспилотных летательных аппаратов, аэростатов, дирижаблей. - Насколько часто пограничники привлекают авиационные части к проведению специальных операций? - Ни одна операция без нас не обходится, во всех мы принимаем самое активное участие. Это показали и недавние операции – «Тайфун» и «Рубеж». При подведении итогов было отмечено, что 80% мероприятий, проводимых на Дальнем Востоке, осуществлены при участии авиации. Уже не раз проверялась эффективность совместного использования сил береговой охраны и авиации, когда самолет или вертолет наводит пограничный корабль на судно-нарушитель, при этом сковывая его движение, и при необходимости открывая предупредительный огонь. Мы и дальше намерены наращивать как технический парк кораблей с использованием палубных вертолетов, так и оборудовать самолеты и вертолеты современной теле-, радиолокационной, тепловизионной аппаратурой. - Николай Фёдорович, несколько слов об основных проблемах, стоящих перед авиацией ФСБ сегодня… - Одна из основных – завершение штатной реорганизации, то есть окончание перехода от войсковой структуры в систему спецслужбы. Нам необходимо оснастить наши базы и аэродромы современными техническими средствами защиты, охраны и обеспечения. Что ни говори, а раньше авиачасти снабжались по остаточному принципу, и это касалось всех видов довольствия, а сейчас мы должны резко поднять планку на уровень современных требований и обеспечить всем необходимым свой личный состав, находящийся на местах. Актуальной проблемой остаются закупка и модернизация авиационного парка. - Как относится личный состав частей к происходящим изменениям? - Многочисленные встречи с нашими людьми позволяют сделать вывод, что большинство из них одобряют преобразования. За последнее время значительно повысились ответственность каждого сотрудника, уровень профессиональной подготовки, у людей появилась серьёзная мотивация дальнейшей службы, и они почувствовали свою востребованность. Сокращение ряда должностей в частях только повысило эффективность использования авиации. Поэтому сегодня наши люди в будущее смотрят уверенно. - Кого в преддверии профессионального праздника вы могли бы отметить? - Прежде всего, надо сказать, что все наши сотрудники управления и частей по праву считаются специалистами высокого класса и не раз доказывали это на деле. Среди лучших – генерал-майоры Николай Бондаренко и Валерий Чертищев, полковники Андрей Соболев, Игорь Веремей, Александр Тарасов, Павел Вотинцев, Анатолий Ермолов и многие другие. Не могу не сказать и о наших ветеранах, которые посвятили всю свою жизнь служению небу и сегодня проводят огромную работу, передавая свой опыт и знания молодежи. Это Николай Рохлов, Григорий Степанов, Вячеслав Сухов, Александр Евдокимов, Александр Косенко, Фарит Шагалеев, Владимир Новиков, Александр Сухов, Анатолий Ивахненко. - Николай Фёдорович, мы от всей души поздравляем вас и ваших сотрудников с наступающим праздником! Успехов вам в решении поставленных задач и удачи во всём! -Спасибо! Наша справка: Николай Фёдорович Гаврилов родился 14 сентября 1958 года в с. Янгличи (Чувашская АССР). В 1979 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков и по распределению был направлен в Восточный пограничный округ КГБ СССР. Служил на разных должностях в частях Средне-Азиатского пограничного округа КГБ СССР, выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан. В 1990 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Служил в научно-исследовательском центре пограничных войск старшим научным сотрудником – старшим летчиком-испытателем. С 1999 года занимал ответственные должности в ФСБ РФ. Награжден многими государственными наградами. В январе 2002 года за особые заслуги в деле обеспечения безопасности государства, мужество и отвагу, проявленные при выполнении специального задания, удостоен Золотой Звезды Героя Российской Федерации. Имеет звание «Заслуженный военный летчик Российской Федерации», квалификационную категорию «Летчик-снайпер». С октября 2000 года возглавляет Управление авиации ФСБ России. |
#4
|
||||
|
||||
Re: История авиации ПВ
Здесь несколько фотографий Гаврилова Н.Ф. - одного и с сослуживцами.
На первой фотографии - Ефремов Александр, Гаврилов Н.Ф., Сухов В.И. На второй - Письменный В.Л., Гаврилов Н.Ф., Тищенко И.К. На третьей - Гаврилов Н.Ф. |
#5
|
||||
|
||||
Re: История авиации ПВ
Ну, что, летчики, полетаем немного?
Снова к небу - дерзко и бесстрашно, Споря с высотою голубой. Как же мне - такой земной, домашней, В небесах угнаться за тобой? Это ведь какую силу надо, Чтоб с тобой всю жизнь - к плечу плечом! Чтоб и мне была с тобою рядом Высота любая нипочем! Маленькая, скромная, простая, капелька земного бытия, Не летаю я - зато взлетает К небу за тобой любовь моя! Этот снимок сделал в Московском приезжий фотокорреспондент Алексей Федоров. Оно потом было на обложке журнала "Пограничник", и на выставке в честь Дня защитника Отечества в концертном зале "Россия", в 1999 году. Взлетает командир эскадрильи - Быков С. |
#6
|
||||
|
||||
Re: История авиации ПВ
Вестник
Границы России, №4, 2000 г. Интервью с полковником Николаем Титовым, командиром Отдельного авиационного отряда специального назначения ФПС России ТОЛЬКО В ПОЛЕТЕ ЖИВУТ САМОЛЕТЫ - Николай Юрьевич, Отдельный авиационный отряд специального назначения отметил недавно юбилей. Какова история создания отряда, какие изменения произошли за это время? - Свое начало отряд ведет от двух экипажей Ту-134, предназначенных для оперативной доставки руководства погранвойск в места назначения. В 1980 году в связи с событиями в Афганистане отряд был значительно расширен и получил то название, которое носит по сей день. Приказом КГБ СССР от 17 июня 1980 года в часть поступили тяжелые транспортно-десантные самолеты Ил-76, предназначенные для доставки личного состава и воинских грузов. В настоящее время помимо Ту- 134 и Ил-76 в отряде имеются Ан-72 и вертолеты Ми-8. Самолеты Ту-134 используются в интересах директора ФПС и руководства Федеральной пограничной службы. Подчиняется отряд непосредственно Департаменту авиации ФПС. В 1982 году авиаотряд был переведен в аэропорт Шереметьево-1. В 1994 году у части появилась собственная база. К наиболее значимым переменам хочу отнести то, что мы, наконец, перестали пользоваться услугами технического персонала Аэрофлота, создали свою собственную технико-эксплутационную часть и сами обслуживаем самолеты. Поверьте, это для нас очень существенно. В отряде сложился хороший коллектив, состоящий исключительно из настоящих профессионалов, всецело преданных любимому делу. Были, к сожалению, и другие времена, в 1996 году, например, с уходом командира отряда полковника Юрия Федорова подали рапорта на увольнение почти пятьдесят процентов летного состава и еще больше технического. - Какие задачи решает отряд и насколько они адекватны возможностям их выполнения в современных условиях? - Если раньше мы занимались в основном перевозкой личного состава, Вооружения и других грузов, то в последнее время масштаб задач намного расширился. Это и практическое выполнение полетов по обеспечению охраны государственной границы и аэромобильности действий погранвойск, и переброска резервов директора ФПС. Работы хватает. Сложнее с материально-техническим обеспечением. Прежде всего необходимо отметить нехватку авиационного топлива. На год выделяется отряду 700 тонн, а по минимальным расчетам требуется почти в семь раз больше, не менее пяти тысяч тонн. Следующая проблема упирается в недостаток финансирования, что ведет за собой нехватку запасных частей для ремонта самолетов. Приходится обращаться за помощью к нашим коллегам, сотрудникам Аэрофлота, они нас нередко выручают. Один Ил-76 сейчас отремонтирован в авиаремонтном заводе, но выкупить его пока не можем, денег нет. Вот и стоит на приколе самолет, готовый к полету. Сложная обстановка с ремонтом вертолетов Ми-8, трудность та же – с оплатой. Но повестке дня квартирный вопрос. Лимит исчерпан, новых квартир не выделяют, поэтому мы не можем взять к себе высококвалифицированных специалистов из других частей. И все же решать эти проблемы надо, жизнь продолжается. Не хватает в отряде и легковых машин. А ведь положено отвозить экипажи домой и забирать их. Но летчикам приходится самим добираться. Исключение делаем только во время ночных полетов. - Как в отряде проходит подготовка экипажей к полетам? Очевидно, здесь требуется индивидуальный подход? - Главное для летчика – летать и как можно больше. У нас в отряде это условие выполняется. Формально положено 20 часов налета для обеспечения подготовленности летчика, однако наши специалисты «ставят на крыло» молодежь и в более короткие сроки. В настоящий момент все тренировочные полеты проводим на аэродроме в г. Йошкар-Ола, так как из-за высокой интенсивности посадки и взлетов гражданских самолетов в аэропорту Шереметьево возможно создание помех с нашей стороны. - Николай Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о летчиках. - Наши летчики, без ложного пафоса, это золотой фонд отряда. Почти все они имеют боевой опыт. К нам приходят лучшие, просто так в отряд не попадешь. Главное, что они любят и хотят летать. Летчик живет мечтой о небе, живет своей профессией и не может жить без нее. Есть одна у летчика мечта – это не просто слова из песни. Самое страшное наказание для такого человека – это отстранение от полетов. Несмотря ни на что, они прекрасно справляются со своими обязанностями. Перечислю лишь несколько лучших наших летчиков. Это заместитель командира по летной подготовке признанный ас Аркадий Арутюнов, командир отряда самолетов Ил-76 майор Виктор Езепов, командир корабля Ил-76 подполковник Игорь Дмитренко, а также майоры Дмитрий Митяев, Сергей Маханьков, Александр Сорокин. Под стать им и другие члены экипажей: ведущий штурман Ил-76 майор Игорь Рязанцев, старший бортинженер Ан-72 капитан Александр Иваненко, инженер-майор Юрий Пентюхин, бортинженер Ил-76 майор Юрий Летков. С высоким мастерством поддерживают готовность техники к полетам майоры Александр Галукян, Александр Кабанов, Александр Мушников, капитан Сергей Утехин. Фотографии: на первой - командир корабля капитан Сергей Шевцев. Через одну - капитан Александр Тимченко. На следующей фамилии хорошо читаются, если открыть. Далее на обложке - сверху вниз: старший бортовой механик старший прапорщик Сергей Гаевой, командир подразделения самолетов Ан-72 подполковник Сергей Ухов, штурман капитан Андрей Гуреев и командир корабля капитан Александр Тимченко. На следующей фотографии - командир полка Н. Титов, далее уже названные лица. И завершает галерею фотография старшего штурмана отряда майора Владимира Трушкова. Фото Григория Бибика. Последний раз редактировалось Бродяга; 14.06.2008 в 05:55. |
#7
|
||||
|
||||
Re: История авиации ПВ
Вестник
Границы России, №4, 2000 г. Заключительная часть интервью с полковником Николаем Титовым, командиром Отдельного авиационного отряда специального назначения ФПС России ТОЛЬКО В ПОЛЕТЕ ЖИВУТ САМОЛЕТЫ - Какое участие принимают летчики отряда в чеченской кампании? - Совсем недавно прибыл из командировки экипаж вертолета Ми-8 во главе с начальников штаба отряда подполковником Виктором Алексеёнком. За месяц они налетали 143 часа, перевыполнив двухгодичную норму. Налет в среднем был по 6 часов в день в сложных географических и климатических условиях, с постоянным риском для жизни. Основной задачей была охрана границы Чеченской Республики с Грузией, раньше через нее в обе стороны шло перемещение боевиков, также они получали оружие, боеприпасы, питание и другие средства, необходимые для ведения боевых действий. По имеющимся данным, через эту границу проходят десятки маршрутов разной степени сложности. Блокированием этих маршрутов занимались в Чеченской Республике подполковник Виктор Алексеёнок, майор Александр Сорокин, майор Александр Гаврилов, капитан Александр Цыганенко. Также побывал в Чечне экипаж командира отрядов вертолета Ми-8 майора Дмитрия Митяева. Ему, кстати, после первой проверки доверили летать без инструктора. И не зря, экипаж успешно налетал свыше ста часов. За выполнение боевых задач экипаж представлен к награждению государственными наградами: ведь осуществлять посадки на крайне слабо подготовленные площадки под плотным огнем противника дано не многим. Пограничники на высокогорных заставах ждут наших «вертушек» как чуда, и вертолётчики, зная это, совершают порой невозможное. - Наверное, в таком сплоченном коллективе, как у вас, должны быть и свои традиции? - Во-первых, путь в небо у нас для всех без исключения начинается на земле. Пришедшие в отряд из других частей, из авиационных институтов проходят сначала «обкатку землей», работают в технико-эксплутационной части. Конечно, это не от хорошей жизни, но право подняться в воздух люди должны заслужить. Впрочем, к этому все относятся с пониманием, никого это не пугает. Во-вторых, как вы справедливо заметили, коллектив у нас сплоченный, можно сказать, что наш отряд – это одна семья, где царит дружба и взаимопонимание и где присутствует преемственность поколений. Ведь это очень важно, что у многих наших летчиков отцы связаны с авиацией, а у некоторых даже служили в нашем отряде. Например, у командира корабля экипажа Ту-134 подполковника Олега Бондаренко отец был одним из первых командиров отряда, у командира корабля Ан-72 капитана Александра Тимченко отец был заместителем командира части, у борттехника капитана Эдуарда Соколова отец является заместителем начальника Департамента авиации ФПС. Хорошо показывает себя и старший лейтенант Денис Евдокимов, помощник командира корабля Ил-76, а отец у него, Александр Николаевич, в настоящее время ведущий научный сотрудник ЦОПИ ФПС России. Хорошая традиция – окружать наших ветеранов заботой и вниманием. В дни праздников мы обязательно приглашаем их к себе, да и в течение года постоянно поддерживаем контакт с ними, при необходимости оказываем финансовую помощь. В отряде на общественных началах организован оркестр. Руководит им Самборский Алексей Львович, участник Великой Отечественной. Работник фронтового тыла Медынский Владимир Иванович и сейчас в строю – в службе тыла отряда. Над этими двумя ветеранами отряд взял своеобразное шефство, каждый старается по мере сил помочь им. -Николай Юрьевич, очевидно, важную роль в жизни отряда играют женщины-военнослужащие? - Преимущественно, это жены наших офицеров и прапорщиков. В основном, они работают в санчасти, столовой, библиотеке, штабе, тыле, есть даже начальники складов. По организованности, дисциплине, умению поддерживать надлежащий порядок они ни в чем не уступают мужчинам, а где-то могут и фору дать. Вот, к примеру, начальник клуба старший прапорщик Елена Секриер – увлеченный, влюбленный в свое дело человек, знаток культурно-досуговой работы. Именно благодаря её заботам проводится немало интересных мероприятий. Большой вклад она внесла в подготовку к празднованию 20-летия отряда. А после просмотра фильма об отряде, созданного на киновидеостудии ФПС России специально к юбилею, некоторые офицеры и прапорщики признавались: за прозой будней стала порой забываться романтика неба. Теперь совсем по-другому они смотрят на свою службу. Хочется также отметить прапорщика Ольгу Татаринцеву – ответственную сотрудницу строевого отдела. Добросовестная, исполнительная, все руководящие документы знает наизусть, строго следует установленным требованиям, а главное – любит свою работу. Всегда «на боевом посту» начальник секретной части старший прапорщик Елена Вавилкина. Сердечное спасибо говорим мы все за вкусную пищу поварам ефрейтору Марине Яковлевой и служащей Татьяне Гашловой. Образцовый порядок поддерживает на продовольственном складе служащая Надежда Галкина. Добрым словом хотелось бы сейчас вспомнить и сотрудницу секретной части прапорщика Валентину Фёдоровну Бондарёву. Она служила у нас со времен образования воинской части. Замечательная женщина, она была душой коллектива, с энтузиазмом занималась различными организационными вопросами. Пользовалась большим авторитетом, люди шли к ней за советом. К сожалению, несколько месяцев назад её не стало…. - И последний вопрос, Николай Юрьевич. По месту, но не по назначению – каким вы видите завтрашний день отряда, какие у вас перспективы? - Несмотря ни на что, в будущее смотрю с оптимизмом. Все задачи нам будут по плечу, если не опускать руки, не останавливаться на достигнутом. Всеми возможными путями надо увеличивать количество полетов, настойчиво повышать уровень летного мастерства экипажей, совершенствовать материально-техническую базу, улучшать подготовку авиационных специалистов. Есть, конечно, и сокровенная мечта – это завершение построения собственного сектора в аэропорту Шереметьево-1, работа на котором в настоящее время остановлена из-за отсутствия средств. Ввод в строй сулит громадную экономию топлива и ряд других важных преимуществ. К сожалению, этот проект пока встречает на своем пути множество препятствий, но все-таки есть надежда, что у нас всё получится. А главное, наверное, в том, что в наше трудное время отряду удалось сохранить свой потенциал, мы способны выполнять задачи любой сложности. Это и есть главный секрет Отдельного авиационного отряда специального назначения – здесь служат и работают замечательные люди. Вели беседу Руслан Пасынков и Иван Петров. |
#8
|
||||
|
||||
Re: История авиации ПВ
Журнал «Пограничник» (к сожалению, не знаю, какой это номер, а год, предположительно, 1989).
Экипаж Профессионал, как трактует словарь русского языка, - это тот, кто сделал какое-либо занятие, деятельность своей профессией. Мне такая формулировка кажется не совсем точной. Профессионал в истинном понимании этого слова – прежде всего, видимо, ас своего дела. Многие владеют одной и той же специальностью, нор лишь единицы достигают мастерства высшей пробы. Это еще раз подтвердил экипаж вертолета, которым командует военный летчик 1-го класса майор Михаил Буркин. В тот весенний субботний день шквалистый ветер оторвал от берега большую льдину с рыбаками и понес ее в Ладожское озеро. Первыми сигнал о бедствии получили органы МВД. Связались с авиаторами ордена Ленина ленинградского военного округа. Те попытались помочь, но ничего из этого не вышло. Мешала низкая облачность. Ветер не утихал ни на минуту, к тому же пошел дождь со снегом. В таких условиях даже опытный летчик не отважится поднять в воздух машину. Оставалась последняя надежда – пограничники. Они и раньше выручали не раз. Был ли риск? Безусловно. Не зря же командир части решил, что полетят только добровольцы. Среди летчиков-орденоносцев, успевших побывать в таких передрягах, что и во сне не приснится, в добровольцах, как и следовало ожидать, нехватки не было. Выбор пал на экипаж Буркина. Вылетели на рассвете. Шли на бреющем, «утюжа» квадрат за квадратом. Минуты складывались в часы. Видимость не улучшалась. Вертолет словно продирался сквозь вязкий ватный слой серого неба, слившегося с такими же серыми льдами. Они уже не верили в удачу. И тут вдруг, будто кто-то пробил брешь в этом бесконечном ватном слое, и они увидели льдину с чернеющими на ней точками-людьми. С того самого мгновения сердца слились в одно. Сердце кавалера ордена Красной Звезды майора Михаила Буркина, штурмана (тоже, как и командир, сибиряка) старшего лейтенанта (теперь уже капитана) Александра Нестерченко, бортового механика прапорщика Владимира Чернигина стучали в унисон в железной груди вертолета. От экипажа требовалось немалое мужество. Но еще больше – выверенный расчет, слаженность, высочайший профессионализм. Эти качества он проявил сполна. Буркин держал винтокрылую машину над льдиной до тех пор, пока высадившийся к почти по колено стоявшим в воде рыбакам Нестерченко не поднял на борт всех 18 человек. А потом они искали девятнадцатого. Кто-то из спасенных вспомнил, что видел его на соседней льдине. Искали долго и настойчиво, хотя знали, что на помощь подоспел ледокол «Капитан Плахин». И всё-таки нашли. Когда топливо было уже на исходе. Семь часов продолжался поиск. Семь часов мужества и мастерства. И. Орлов |
#9
|
||||
|
||||
Re: История авиации ПВ
Журнал «Пограничник», август 2006 год.
Обнимая небо крепкими руками Полковник Василий Самотохин (Печатается с небольшими сокращениями) «Вот опять летим мы на задание…» На аэродром пришла весна. Пришла как-то робко, тихо, но тепло уже чувствовалось. Экипаж капитана Анатолия Козлова готовился к полетам: старший лейтенант Анатолий Воронов и лейтенант Евгений Сафонов спокойно занимались своими делами. Обычный полет, обычное задание, каких множество. - Экипаж отлично знает свое дело, собран и всегда готов вылететь на самое трудное задание, - так охарактеризовал своих подчиненных заместитель командира Сахалинской авиационной части ФСБ России по кадрам и воспитательной работе подполковник Алексей Горев. – Совсем недавно экипаж принимал участие в контртеррористической операции в Чеченской республике. За смелые и решительные действия, храбрость и мужество, проявленные при защите рубежей Отечества, и выполнение боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни, капитан Анатолий Козлов, старший лейтенант Анатолий Воронов, лейтенант Евгений Сафонов представлены к государственным наградам. - 5-го апреля 2005 года нашей части исполнилось 60 лет, - добавил командир части полковник Анатолий Казаков. – Ветеранам особенно дороги 60-е годы прошлого столетия. Техника. Конечно, была не та, что сегодня, - на вооружении находилось три самолета Ил-14, два Ан-12, пять вертолетов Ми-4. Но один из моих предшественников, подполковник Воронов, человек широкой души, талантливый методист, сумел воспитать целую плеяду прекрасных летчиков. С его легкой руки получили «путевку в небо» будущие командующий авиацией пограничных войск генерал-лейтенант Шатохин, командующий авиацией Северо-Восточного пограничного округа Герой Советского Союза генерал-майор Шагалеев, командующий авиацией Северо-Западного пограничного округа полковник Брежнев. Суровые климатические условия острова постоянно держат людей в напряжении. Суровой зимой 1970 года как самых желанных гостей встречали жители Сахалина экипажи офицеров Сорокина, Фирсова, Гордиенко, Жукова, Брежнева. 3 марта 1975 года рыбаки с азартом ловили рыбу у мыса Свободный. Льдина откололась и вместе с ними стала удаляться от берега. Полторы тысячи человек оказались в открытом море. Несколько часов экипажи майора Куденина, капитана Шагалеева, майора Краснова и капитана Факулеева спасали людей. Все летчики были награждены медалями «За спасение утопающих». 7 ноября 1979 года пограничный сторожевой корабль «Сапфир» в условиях сильного шторма получил пробоину. В опасности оказались 67 человек. Спасение моряков затруднялось штормовым ветром, да еще отказала подъемная лебедка. Пришлось морякам подниматься в вертолет по веревочной лестнице. За спасение пограничников самоотверженно боролись авиаторы Л. Третьяков, А. Ветошников, А. Коновалов, А. Лазуренко и М. Александров. 1 мая 1980 года рыбаков на баркасе унесло в открытое море. Только через несколько дней, когда несчастных уже покидали силы и последняя надежда, их разыскали и спасли летчики…. (Продолжение следует) |
#10
|
||||
|
||||
Re: История авиации ПВ
Продолжение
Пока техники готовили машины к полетам, подполковник Олег Гончаренко представил еще один экипаж, командир которого, подполковник Валерий Каленов, считает, что одно из главных качества авиатора – это реальная самооценка, умение правильно рассчитать силы. А его напарник, майор Геннадий Хивренко, с первых дней службы взял себе за правило не покидать рабочее место до тех пор, пока не выполнит намеченное. На завтрашний день оставлять работу не привык, так как поднять в небо могут в любую минуту. В 2000 году летчики Сахалинской авиачасти выполняли свой воинский долг в составе авиационной группировки Северо-Кавказского регионального управления в ходе проведения специальной пограничной операции в Аргунском ущелье. Экипаж Каленова выполнил более 300 полетов, более 50 боевых вылетов, общий налет составил 78 часов. Перевез более 700 военнослужащих и служебных пассажиров, высадил и снял более 20 разведывательно-боевых групп специального назначения, эвакуировал четверых раненых и больных пограничников, перевез 5300 кг. грузов. Во время командировки в 2001 году экипаж участвовал в спецоперации по перекрытию российско-грузинской границы на территории Чечни. За это время общий налет составил 120 часов, эвакуировали троих раненых, 10 больных, перевезли 80 тонн груза, более 500 пассажиров. 24 октября экипажу была поставлена задача снять раненого с пограничной комендатуры. Экипаж успешно выполнил поставленную задачу, несмотря на то, что это было ночью, в горах. А 28 октября летчики приняли участие в снятии пограничников с высокогорной заставы «Чамги», выполнив за один день восемь вылетов. В конце ноября того же года экипажу была поставлена задача выполнить полет на высокогорный временный пограничный пост Нальчикского погранотряда, с которым прервалась связь. Пробиться наземным транспортом не получалось. Экипаж, накануне выполнявший эту же задачу, посадить машину не смог из-за сложных метеоусловий и сильной болтанки. И только благодаря мужеству и высокой летной подготовки экипажа Каленова удалось посадить вертолет на высокогорную площадку, доставить средства связи, продукты питания и снять обмороженных пограничников. Подполковник Валерий Каленов был награжден орденом Мужества, а майор Геннадий Хивренко – медалью Нестерова. Отличились и авианаводчики части – Алешин, Степанов, Гордеев и особенно Минеев, которые выполняли в Чечне боевые задачи. Капитан Владимир Минеев, находясь в служебной командировке в пограничном отряде в Итум-Кале, принимал активное участие во взаимодействии пограничной авиации с наземными подразделениями. За образцовое выполнение воинского долга он награжден медалью «За отличие в охране государственной границы». В Сахалинской авиачасти хорошо знают и уважают тех, кто служил здесь в 90-е годы, кто «ставил на крыло» молодежь. Это офицеры Пахноцкий, Юрченко, Ляшко, Стрельников и многие другие. …Это был уже второй заход вертолета на высокогорную площадку. «Садиться в таких условиях еще не приходилось», - подумал Виталий Ляшко. Отвесные скалы словно вздыбились вокруг. Капитан Ляшко знал, что внизу находятся раненые, и их во что бы то ни стало нужно вывезти. Ляшко очень точно работал ручкой управления и рычагом шаг-газа. Работал так, как учил его наставник майор Павленко, - несуетливо и осторожно. Наконец вертолет приземлился, раненых занесли в грузовой отсек. Через несколько секунд машина оторвалась от камней и пошла в небо. Сейчас Виталий Ляшко в запасе, живет в Воронеже, но в родной части о нем помнят. Да и сам офицер, наверняка, не забудет годы службы, проведенные на Сахалине. Кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, медали «За отвагу» майор Александр Пахноцкий девять лет прослужил в Таджикистане. Там совершил полторы тысячи боевых вылетов. Крайний, как говорят летчики, - 15 февраля 1989 года в районе Хайратона, спасая раненого бойца. Об участии в войне Александр вспоминать не любит. Он согласен, что ввод войск в РА был политической ошибкой. Но его возмущает, когда пытаются вину руководителей государства переложить на офицеров и солдат, выполнявших приказ. Никто не убедит его в том, что он сам и тысячи его боевых товарищей были оккупантами. Иначе как провокацией он не может назвать распускаемые порой с высоких трибун версии о том, что вертолеты уничтожали советских солдат при угрозе их пленения. «Даже за убитыми мы летали в самое пекло, чтобы не оставить их на поругание…». Продолжение следует |
Метки |
авиация пв, история авиации |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | ||||
Ми-26 в авиации ПВ КГБ СССР в 1983-91 гг.
Автор aviafan
Раздел Пограничная авиация
Ответов 0
Последнее сообщение 02.08.2020 12:06
|
||||
Состав пограничной авиации
Автор pyhovi4ek
Раздел Пограничная авиация
Ответов 5
Последнее сообщение 12.05.2015 22:11
|
||||
Ветераны пограничной авиации
Автор 28 ОАЭ
Раздел Пограничная авиация
Ответов 8
Последнее сообщение 27.02.2013 11:34
|
||||
Песни авиации
Автор Викка
Раздел Пограничные песни и песни военной тематики
Ответов 15
Последнее сообщение 19.12.2012 21:27
|
||||
Сайт авиации ФСБ России
Автор yuri25
Раздел Пограничные сайты и сайты военной тематики
Ответов 17
Последнее сообщение 03.12.2011 04:17
|
|